Yakovlev & Freze
Россия / 1896
История Yakovlev & Freze
«Самоход вполне русского производства». Так газетчики назвали один из первых автомобилей, построенный в Санкт-Петербурге русскими промышленниками Евгением Яковлевым и Павлом Фрезе.
Морской офицер Е.Яковлев в 1844 г. вышел в отставку и открыл машиностроительный завод, где стали выпускать двигатели внутреннего сгорания. П.Фрезе был владельцем фирмы, которая изготовляла конные экипажи.
В 1893 г. Яковлев и Фрезе представляли свои товары на Всемирной промышленной выставке в Чикаго (США). В павильоне Германии они увидели автомобиль «Вело», сделанный на заводе немецкого изобретателя Карла Бенца, и загорелись идеей построить собственный автомобиль. Замысел удалось осуществить в 1896 г. Двигатель и трансмиссию изготовили на заводе Яковлева, а экипаж – у Фрезе. Машина могла развивать скорость до 20 км/ч и при полной заправке топливного бака проезжать по хорошей дороге до 200 км.
Новинку показали на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде.
Источник: Автомобили. – М.: Мир энциклопедий+, Астрель, 2010
Первый Российский Автомобиль
Русский автомобиль, по словам известного нашего историка автотранспорта, кандидата технических наук Олега Курихина был создан Е.А. Яковлевым и П.А. Фрезе в 1896 году.
Евгений Александрович Яковлев был морским офицером, одна¬ко в чине лейтенанта вышел в отставку и на деньги приданого жены приобрел в Москве по Большой Спасской улице, 28, земельный участок площадью 100 га. Именно здесь в апреле 1891 года и был основан Машиностроительный, чугунно и медеплавильный завод Е.А. Яковлева. Помимо литейного цеха здесь был механический, где делали нефтяные двигатели внутреннего сгорания.
У коренного петербуржца Петра Александровича Фрезе, по образованию горного инженера, после переезда в Москву тоже образовалось свое дело — мастерская конных экипажей.
Два предпринимателя волею случая познакомились на Колумбийской выставке в США, где демонстрировали достижения своих фирм. Рядом с российским павильоном красовался германский, где новые знакомые и увидели самоходный экипаж с двигателем внутреннего сгорания марки «Виктория», который представляла немецкая фирма «Бенц и К°». Обсуждая техническую новинку, Яковлев и Фрезе задумались о постройке такого же экипажа, но только вполне русского, из отечественных материалов, с российским мотором и без участия иностранцев (сейчас к сожалению всё с точностью наоборот).
Но, вернувшись на родину, новые друзья занялись прежде всего текущими делами, отодвинув осуществление своего замысла. Возможно, он бы вообще никогда не осуществился, если бы император Александр III не утвердил в октябре 1893 года «Положение о художественно-промышленной выставке», которая должна была начать свою работу три года спустя. Подготовку этого грандиозного мероприятия поручили министру финансов и выдающемуся государственному деятелю С.Ю. Витте. В число руководителей двадцати отделов были выбраны писатель Д.В. Григорович, почвовед В.В. Докучаев, географ П.П. Семенов-Тян-Шанский и другие знаменитые люди страны. В проекте выставки значились 200 павильонов, объединенных внутренней электрифицированной железной дорогой, связанной с ярмаркой и городом.
Так вот, согласно положению, каждый ее экспонат должен был быть исключительно отечественным: спроектированным и изготовленным гражданами России. Победителям полагались внушительные призы, их ждала общероссийская, а то и международная слава. А по¬тому тысячи предпринимателей, заводчиков и ремесленников включились в процесс подготовки экспонатов к этой выставке. Вспомнили о своем проекте отечественного автомобиля и Е.А. Яковлев с П.А. Фрезе.
И вот ранней весной 1896 года очевидцы стали замечать, как в окрестностях Петербурга начал разъезжать неведомый ранее, безлошадный экипаж. Его пассажиры выдавали себя за изготовителей этой машины и клялись, что все до последнего винтика сделано тут отечественными мастерами.
Выставка открылась 27 мая 1896 года. Но поскольку самоход Яковлева и Фрезе, а также некоторые другие важные экспонаты до¬ставили в Нижний Новгород с некоторым запозданием, показ их императору Николаю II со свитой назначили на 1 июля. Запечатлеть уникальный экспонат поручили знаменитому фотографу М.П. Дмитриеву.
Однако на царя самоходная русская новинка не произвела сильного впечатления. Видимо, это повлияло и на решение технической комиссии, никак не отметившей первый русский автомобиль.
После закрытия выставки машину, построенную с большим трудом и огромными затратами, вернули в столицу, где она и канула в Лету. Сохранилась лишь единственная ее фотография. О технической части сохранилось следующее: масса около 300кг, мощность двигателя 2л.с. скорость 20 вёрст в час, трансмиссия две передачи для движения в перёд. И если бы не энтузиасты реставрационного технического центра Авторевю воссоздавшего этот автомобиль по одной фотографии и скудному описанию, мы бы его ни когда не увидели.
Источник: www.drive2.ru. Беркут Константинович, Москва, Первый Российский Автомобиль
В Чикаго, в 1893 году, на всемирной выставке демонстрировался автомобиль «Benz» модели «Velo». Он и привлек внимание двух русских, представлявших здесь свою продукцию. Это были владелец завода керосиновых и газовых двигателей Евгений Александрович Яковлев и управляющий фабрики конных экипажей «К. Неллис» Петр Александрович Фрезе.
Решение изготовлять совместными усилиями аналогичный «самодвижущийся экипаж» напрашивалось само собой. И через три года в 1896 году, на Нижегородской выставке, первый Российский серийный автомобиль был представлен широкой публике.
1897 году в газете «Новое время» появилось рекламное объявление следующего содержания: «Завод Е.А. Яковлева предлагает самодвижущиеся экипажи с быстрым выполнением заказов и по умеренным ценам». Сейчас уже не возможно установить, сколько автомобилей было изготовлено. Однако одно можно сказать точно: конструкция Яковлева-Фрезе была создана именно как серийный автомобиль.
Внешне и по конструкции, эта машина была очень похожа на автомобиль Бенца. Однако, она не была «клоном» немецкого аналога, а являла собой оригинальный проект. Двигатель и трансмиссия были изготовлены заводом Яковлева, а корпус, ходовая часть и колеса фабрикой Фрезе.
Технической документации не сохранилось, и параметры автомобиля восстанавливали по старым фотографиям и описаниям. Вот, что представлял собой пионер российского автопрома:
Технические характеристики моторного экипажа «Яковлева-Фрезе»
Двигатель | бензиновый 4-тактный | |
Система охлаждения | жидкостная | |
Число цилиндров | 1 | |
Рабочий объем и мощность ДВС, см³ | 1000* | |
Макс. мощность ДВС, л.с. / об. | 2 / 500 | |
Тип привода | задний | |
Коробка передач | 2-ступенчатая ременная | |
Главная передача | цепная | |
Передняя подвеска | эллиптические рессоры | |
Задняя подвеска | эллиптические рессоры | |
Габариты (ДхШхВ), мм | 3200х1530х1440 | |
Колесная база, мм | 1370 | |
Снаряженная масса, кг | 300 | |
Макс. скорость, км/час | 21 |
* — точных данных нет
Вдоль бортов задней части экипажа располагались две латунные емкости, которые выполняли функцию радиаторов. Использовался простейший карбюратор испарительного типа. Ременная коробка передач была создана по подобию «бенцевской», однако, кожаные ремни были заменены на более надежные — из многослойной прорезиненной ткани. Имелись две передачи вперед и режим холостого хода. Задняя передача отсутствовала. Особенности ременной передачи позволяли обойтись без сцепления. Трансмиссия представляла собой очень необычную (с современной точки зрения) конструкцию. От коробки усилие передавалось на дифференциал с поперечными приводными валами, от которых, посредством двух цепных передач, и вращались ведущие колеса. То есть межколесный дифференциал находился не между колес, а несколько перед ними. Тормоза было два. Основной — ножной, воздействовал на ведущий вал коробки передач. Другой — ручной, прижимал резиновые бруски к шинам задних колес. Ходовая часть автомобиля, выполненная фабрикой Фрезе, имела очень много общего с конными экипажами. Кузов был двухместный, открытый с откидным матерчатым верхом. В подвеске использовались полные эллиптические рессоры, их еще называют «каретными». Колеса деревянные, задние больше передних, с цельными резиновыми шинами. Ступицы колес крепились на подшипниках скольжения. Переднюю и заднюю ось связывал подрамник, образуя своеобразное шасси, к которому при помощи рессор и крепился кузов. Очень оригинально было выполнено рулевое управление. Передние колеса поворачивались на шкворнях вместе с рессорами.
К сожалению, в 1898 году Е.А. Яковлев умер, а его компаньоны не проявили интереса к двигателям внутреннего сгорания, и переориентировали завод.
Фрезе не собирался отказываться от производства автомобилей. Уже в 1899 году Петр Александрович изменяет название своей фабрики на «Акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей Фрезе и Ко». Потеряв возможность получать двигатели с завода Яковлева, он стал выписывать их из-за границы у фирмы «Де Дион Бутон». Кроме того, на фабрике стали строить электромобили. С 1901 года фабрика стала выпускать легкий четырехместный автомобиль. В 1902 году был изготовлен первый в России грузовик. Всего за 5 лет было изготовлено более 20 машин различного назначения. В 1907 году с использованием деталей фирмы «Рено» была создана карета скорой помощи. В 1908 году на фабрику поступает правительственный заказ. Управлению удельного ведомства на Кавказе потребовалось срочно изготовить несколько грузопассажирских автомобилей. Заказ был выполнен всего за три недели.
В 1910 году Фрезе продал свою фабрику Русско-Балтийскому заводу. На ее базе создали мастерскую, где стали изготовлять заказные корпуса для Руссо-Балтов.
Источник: bibliotekar.ru и shikoshlir.com