Реймонд Лоуи / США /
Разработками автомобильных конструкций занимаются тысячи дизайнеров, но реальное воздействие на стиль и качество серийной продукции оказывают немногие, и это, как говорят профессионалы, «лидеры стиля».
Реймонд Фердинанд Лоуи, американский дизайнер был не просто известным лидером стиля – он был великим! Раймонд Лоуи является пионером коммерческого дизайна, одного из самых эффективных приемов повышения потребительской ценности товара. Работая промышленным дизайнером Лоуи впервые разработал и применил на практике такие понятия как «корпоративный стиль» и «эстетическая форма изделия». Используя нетривиальный подход к вопросам дизайна, он занимался проектированием разных вещей, от шариковой ручки и разработки логотипов компаний до создания локомотивов для железных дорог и жилых модулей космических кораблей.
Р.Лоуи родился 5 ноября 1893 года в Париже в семье австрийского журналиста. В 1910 году он закончил колледж в Париже. Учась в колледже, юный Раймонд впервые проявил себя как дизайнер, выиграв в 1908 году Кубок Джеймса Гордона (James Gordon Bennett Cup), представив на конкурс модель аэроплана Ayrel. Лоуи запатентовал свое изобретение и даже проводил испытания самолета. С 1910-го по 1914 год он учился в Сорбонне на литературном отделении, закончил Высшую техническую школу Ланно по специальности «электротехника». Участвовал в первой мировой войне, был ранен, удостоен высокой награды Франции – Военного креста. В 1919 г. переехал в США в мундире капитана французской армии, имея в кармане 30 долларов. В первые годы в Нью-Йорке он оформлял витрины крупных универмагов (Macy’s и Saks Fifth Avenue) и рисовал иллюстрации для Vogue и Harper’s Bazaar.
В 1929 году Лоуи организовывает собственное дизайнерское бюро. Затем произошло событие, которое стало поворотной точкой в судьбе Лоуи. В его контору зашел Девид Гестетнер (David Gestetner), основатель фирмы по производству ротаторов, предшественников копировальных аппаратов. Ротатор Гестетнера работал не хуже остальных, но требовал доводки внешнего вида. Лоуи изготовил новый корпус для машины, спрятав под него весь механизм. Затем он изготовил специальную тумбу, на которой помещался ротатор и в довершение все покрасил в светлые тона, до этого все было унылого черного цвета. В результате этих не хитрых, на первый взгляд, переделок ротатор Гестетнера, при равных возможностях с ротаторами других фирм, не имел конкурентов на английском рынке на протяжении 20 лет!
Сделав выводы, Лоуи стал обращать внимание на то, что другие просто не замечали при проектировании техники и технических изделий — это эстетическая форма изделия. При условии, что несколько фирм производят одинаковую продукцию с примерно равными характеристиками, то эстетическая форма изделия, вот что выдвигало вперед среди конкурентов. При не значительном развитии дизайна в начале 30х годов коммерческий дизайн, практикуемый Лоуи, действовал безотказно. Конкуренты его заказчиков просто не могли поставить себе в плюс красивую и функциональную форму своей продукции и теряли как минимум одну позицию в жесткой конкурентной борьбе. А на фоне покупательского кризиса Великой депрессии конца 30-х годов эта позиция дорого стоила.
Позже Лоуи работал с фирмой Вестингхаус (Westinghouse). Но более широкую известность ему принесла другая работа. В 1932 году к нему обратилась фирма Sears Roebuck, производитель большого ассортимента промышленных товаров, с заказом на разработку нового дизайна для их холодильника. Для начала Лоуи сделал холодильник шире, чем ранее выпускающиеся, и ниже. Проведенная им перепланировка внутреннего пространства была также новинкой для тех лет. Морозильную камеру, которая располагалась обычно сверху у стенки, он расположил по центру. Также он сделал три ящика для хранения продуктов внизу холодильника, до этого продукты в холодильнике просто складывались навалом. В завершение весь корпус холодильника был окрашен белой эмалью и вся фурнитура (петли и ручки) были хромированы. Новый дизайн холодильника был настолько удачный, что он и до сих пор считается оптимальным, не смотря на то, что был разработан в 1932 году. Позже добавилось только две двери, одна для холодильника, вторая для морозилки. Новая форма и цвет холодильника также явились катализатором для поиска новых форм и решений кухонной мебели.
В 1936 году модель холодильника фирмы Sears Roebuck поступила в продажу под названием Coldspot. О всей важности проведенных Раймондом Лоуи мероприятий коммерческого дизайна говорит тот факт, что новый холодильник был раскуплен в количестве свыше 275 000 штук. Модель, предшествующая Coldspot, была продана в количестве всего 60 000. Так что вывод о значимости и роли дизайна в промышленности напрашивается сам собой. «Дизайн — это то, что заставляет чаще звенеть магазинную кассу» — так сам охарактеризовал роль коммерческого дизайна Раймонд Лоуи в своей автобиографической книге «Никогда не останавливаться на достигнутом» («Neverleavewellenoughalone», 1951 год).
Заказы на промышленный дизайн в бюро Лоуи поступали в большом количестве, но мы уделим внимание наиболее значимым и интересным, раскрывающим суть таланта и подходы к решению дизайнерских задач Раймондом Лоуи.
В 1937 году в бюро Лоуи обратилась компания Pennsylvania Railroad. Для компании PRR Раймондом Лоуи был разработан корпоративный стиль. Детальной проработки в духе общей концепции фирменного стиля подверглось все, начиная от логотипа и графических рекламных материалов до дизайна железнодорожных станций и интерьера пассажирских вагонов, используемых на железных дорогах этой компании.
Также в рамках этой работы Раймондом Лоуи занимался дизайном локомотивов для компании Pennsylvania Railroad. Самые известные из которых это экспериментальный локомотив PRR S1, и созданный позже на его базе уже серийный PRR T1.
Разработка пассажирского локомотива PRR S1 была начата в 1937 году. Лоуи занимался внешним видом состава, технической частью занимались инженеры из нескольких крупных специализированных фирм (Pennsylvania Railroad, Baldwin Locomotive Works, Lima Locomotive Works, American Locomotive Company). Длинный, обтекаемый сигарообразный корпус локомотива с закрытыми стальными панелями механизмами и стремительным силуэтом был не похож на все локомотивы производимые раньше. Американское сообщество дизайнеров высоко оценило работу Раймонда Лоуи, присудив ему в 1938 году награду «American Design Award». В январе 1939 года локомотив был построен в единственном экземпляре и с большим успехом демонстрировался на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Позже он работал на пассажирских линиях и использовался в рекламных целях до 1945 года.
Первый серийный пассажирский локомотив PRR T1 был построен в 1942 году, всего было построено 52 таких состава. От своего прототипа, PRR S1, локомотив PRR T1 унаследовал стремительный силуэт и обтекаемый корпус, хотя внешний вид его и был изменен.
Также Лоуи разрабатывал локомотивы для других компаний, таких как Baldwin Locomotive Works, Fairbanks-Morse.
Из работ Раймонда Лоуи 1940х годов с точки зрения подхода и решения задач коммерческого дизайна интересен его дизайн для пачки сигарет Лаки Страйк. Когда пришел заказ на эту работу в 1942 году, то Лоуи изучил все возможные аспекты дальнейшего развития нового дизайна для пачки сигарет. Однако он не стал делать радикально новый дизайн, отметив консервативность курильщиков в выборе сигарет. Он просто увеличил логотип на пачке и нанес его с двух сторон, тогда как на других сигаретах логотип наносился только на одну сторону. Путем такого не значительного изменения дизайна спрос на эти сигареты вырос. Позже уже у всех табачных компаний стало общепринятым наносить логотип на обе стороны пачки.
С автомобилями Р.Лоуи познакомился рано – еще в Париже водил и обслуживал семейный Renault. Первый автомобильный кузов разработал в 1928 году, а в 1930 г. получил на него официальный патент и право считаться профессиональным дизайнером автомобилей. Он разрабатывал проекты для Cadillac, Ostin, Jaguar, Ford, Lanciaи десятков других фирм. Но до второй мировой войны больше всего работал на Greyhound, HuppMotor, а после войны на Srudebaker. Для Greyhound– компании междугородных автобусных сообщений он, в частности, разработал полную систему обслуживания, конкурирующую с железнодорожной.
Уже после войны Р.Лоуи разработал и построил для себя несколько больших автомобилей, которые не только удовлетворили личные претензии, но и «сдвинули с места» проектирование престижных малосерийных экипажей, где консерватизм был особенно силен. На шасси LincolhContinental был построен кузов, чем-то напоминающий небольшой пассажирский самолет: водитель (по английской терминологии пилот) сидел в прозрачном фонаре, пассажиры – в особом «фюзеляжном» отделении с небольшими круглыми иллюминаторами по бокам. Личный выезд дизайнера был действительно оригинальным, а крупные монограммы RL по бокам капота двигателя воспринимались малозаметным излишеством. Пассажиры имели полную физическую и психологическую изоляцию, которую ценят много работающие состоятельные люди.
Благодаря проектам автомобилей для собственного пользования Р.Лоуи всегда имел в запасе большое количество разнообразных апробированных идей, которые затем применял в проектах серийного производства. Кроме того, работа с моделями собственного пользования была для дизайнера средством личного участия в решении конструкторских и технологических задач, влияющих на качество, стоимость и комфортабельность автомобиля. Р.Лоуи никогда не забывал о том, что он инженер (выступая перед советскими дизайнерами он постоянно напоминал об этом). Эксперты постоянно отмечали, что кузова Р.Лоуи проще и дешевле, чем аналогичные разработки других дизайнеров.
Разработки для HuppMotor способствовали созданию особой школы моделирования кузовов, тем более, что рекламная отдача этих разработок была быстрой и наглядной. В 30-е годы «Хаппмобили» (так назывались автомобили фирмы) были в моде, пользовались вниманием экспертов и благосклонностью публики на различных автомобильных выставках в Америке и Европе. Почерк дизайнера был замечен. Р.Лоуи как бы «приводил в порядок» конструкцию кузова, находил в ней зрительно несовершенные и напряженные места и приводил их в некоторую систему. В итоге получался красивый кузов, который наблюдатель не просто рассматривал, а как бы ощупывал взглядом.
Своими лучшими работами в автомобильном дизайне Р.Лоуи считал проекты для фирмы Studebaker. С 1936 года он был консультантом компании, а в 1939 году вместе с автомобильным дизайнером Вирджилом Экснером начал создавать машины для Studebaker. Кроме того, Лоуи придумал новый логотип для компании. Студия Р.Лоуи в Чикаго одно время была официальным дизайн-центром фирмы. Сотрудничество со Studebaker продолжалось на протяжении нескольких десятилетий: в 1951 году Лоуи разработал дизайн автомобиля Starlight — эта модель была названа журналами Car and Driver и Moto Trend одной из лучших машин 50-х.
Кроме того, в 1963 году Studebaker выпустил модель Avanti, которая была придумана командой дизайнеров во главе с Лоуи. Разработка Avanti началась в 1961 г. с намерением создать концепт-кар, проектирование, производство и испытания которого должны были прояснить перспективы развития массовых легковых автомобилей. Сам Р.Лоуи видел Avanti не столько «живым» автомобилем, сколько «генетическим кодом», сгустком перспективных идей и решений, которые можно развивать до бесконечности. Автомобиль показали публике на автосалоне в Нью-Йорке в 1962 г., где он стал предметом широких обсуждений специалистов, и его много лет возили с выставки на выставку (сам Р.Лоуи высоко ценил демонстрацию Avanti в Лувре, в Париже). В 1975 г. автомобиль вошел в экспозицию особо престижного Музея современного искусства Смитсоновского института в Вашингтоне и занял место рядом с моделью FordT и еще несколькими автомобилями, которые оказали определяющее влияние на развитие американского автомобилестроения. На конвейер Avanti не попал по причине, которую пресса Америки деликатно определила так: фирма Studebakerвышла из автомобильного бизнеса. Последние эскизы на тему Avanti, исполненные рукой Р.Лоуи, относятся к 1978 г.
Завершающей работой Р.Лоуи в автомобильном дизайне является, по-видимому, «Экспериментальный безопасный автомобиль», разработанный и испытанный в 1972 г. по инициативе Министерства транспорта. Работы координировала машиностроительная фирма «Фэрчайлд Хиллер». Цель проекта заключалась в определении ориентиров для национальной промышленности, продукция которой должна быть конкурентоспособной и по критериям безопасности. Этот кузов Лоуи имел все известные в то время устройства активной и пассивной безопасности, в том числе гидрофицированные бамперы, усиленные на высоте бамперов боковые детали кузова, «энергопоглощающие» стекла, перископическое зеркало заднего вида над местом водителя.
То обстоятельство, что Р.Лоуи, не будучи автомобилестроителем, несколько десятилетий был «законодателем мод» в американской автомобильной промышленности, показывает, что дизайн очень широкое понятие, более широкое, чем мы привыкли о нем думать.
Далее представлена часть работ дизайнера Реймонда Лоуи.
Текст: автора по материалам статьи В.Пузанова «Реймонд Лоуи, дизайнер», журнал «Авто», № 1, 1994 и интернета.