Aero
Чехословакия / 1919-1951
Aero Vodochody, Czechoslovakia
История марки Aero
После провозглашения независимости и создания республики Чехословакия в феврале 1919 года в пригороде Праги, небольшом городке Холешовице был основан авиационный завод «Aero—továrna létadel». Сначала завод занимался ремонтом самолётов, но уже в том же году начал производство самолёта А1 собственной конструкции. В середине 20-х годов хозяин завода Кабес ищет дополнительные заработки, в связи с падением спроса на самолёты, по лицензии он начинает выпускать автомобильные кузова фирмы Weymann. Изюминка кузовов Чарльза Вайманна была в том, что они имели деревянный каркас обшитый искусственной кожей. Эти кузова использовались начиная с таких шикарных машин, как Rolls-Royse и HispanoSuisa, и заканчивая доступными Tatra 12, для которых в принципе завод и строил их. Кроме этого завод стал изготавливать коляски для мотоциклов. В 1926 году чешским инженером Бретиславом Новотны был сконструирован маленький, легкий, так называемый «народный» автомобиль, оснащенный системой воздушного охлаждения мотора. Автомобиль получил название Enka. C 1928 года этот 499 кубовый 10 сильный автомобиль производит пражская фирма F. Kolanda. Модель получилась весьма экономичной, быстрой и легкой. Однако, позднее стало ясно, что из-за несовершенств мотора риск попасть в автомобильную катастрофу на таком автомобиле – слишком велик. Поэтому воздушная система охлаждения мотора была вскорости заменена на стандартную жидкостную. Трудовой путь Бретислава Новотны в компании Aero Vodochody начался весьма забавно. На своем маленьком Enka он умудрился обогнать тогдашнего директора фирмы, господина Зорела. После чего, Fiat Зорела буквально прижал Новотны к обочине, и заставил рассказать о том, откуда взялась эта неизвестная, но очень быстрая конструкция. В том же году Бретислав Новотны начал работу на предприятии Зорела. Постепенно, он улучшал и переделывал конструкцию своего Enka. Так, переднюю ось он заменил на кованую, заменил обычный тормоз на тормоза с колодками. Этот неутомимый фанат одноцилиндровых двухтактных автомобилей строит с 1928 года 499 кубовый 10 сильный автомобиль Енка, которую производит пражская фирма F. Kolanda. Машина заводилась от рычага, который находился в салоне, рычаг был соединён с тросом, который шёл к шкиву коленчатого вала, т.е. по идее заводка напоминает принцип газонокосилки. Рама была сварена коробчатых лонжеронов, имелась всего одна дверь слева, коробка передач была 3-х ступенчатой и соединялась с задним мостом с помощью кардана. При этом задний мост не имел дифференциала. Механический привод тормозов действовал только на задние колёса. Кобесу понравился автомобильчик и в 1929 году он покупает лицензию на этот автомобиль начинает производство автомобилей под именем Aero 10. Сам Новотны производил свои автомобили до 1932 года, выпустив 50 автомобилей (прямых конкурентов Aero10). Автомобиль в принципе не претерпел изменений, кроме наклона лобового стекла. Этот авто выпускался либо с кузовом кабриолет, либо с закрытым ландо (кто не помнит, ландо — имитация под кабриолет, не путать с ландоле!), а самым не обычным вариантом этой машинки был — грузовой вариант. В год дебюта машины Богумил Турок, который испытывал со своей молодой женой прототип в Орлинных Горах, что в Богемии, отправился в пробег Прага-Париж-Брест-Прага-Гамбург-Прага. С собой он взял механика Антонина Находила. Вместе они проехали 3718 км за 184 часа. После этой поездки они отправляются в Африку, через Барселону в итоге наездили 14000 км без особых поломок, за Aero прикрепляется слоган — «маленький автомобиль, для больших путешествий». Aero 10 прекратили выпускать в 1932 году, выпустив 1359 автомобиля. Но еще в 1931 году в серию запускается 2-х цилиндровая машина, которая получает индекс «662», по объёму двигателя. Этот авто развивает мощность уже 18 л.с. Конструктивно же автомобиль очень близок своему младшему брату. В 1934 году автомобиль получил тормоза и на переднюю ось. Самым распространенным типом 662 был открытый родстер с двумя сиденьями и третьим запасным сиденьем во внутреннем багажнике. Производился родстер с четырьмя сиденьями. У кузова лимузина был деревянный каркас, облицованный металлическими листами, внутри снабженный обивкой. Переднее окно откидное. Лимузин 662 не был так популярен как открытые типы, а количество изготовленных машин этого типа было наименьшим. Однако, благодаря своей угловатой форме и миниатюрным размерам этот тип представляет интерес для определенного круга коллекционеров. По сравнению с открытыми типами, их сохранилось гораздо меньше. Помимо прочего были спортивные болиды, которые при том же моторе развивали на 10 км/ч больше обычных авто — аж целых 90 км/ч.
В 1932 году появляется вариант с 750 кубовым 25 сильным мотором, который соответственно получает индекс 750. Автомобиль в спортивной версии разгоняется уже до 100 км/ч. Однако 750-й модели было выпущено всего несколько штук, т.к. её сменила модель 1000. На том же шасси (длинной в 2280 мм) установили 2-х цилиндровый литровый мотор мощностью в 26 сил. По сути это был спаренный мотор 10-ки. В июне 1932 года этот автомобильчик начинает 30000 км нон-стоп пробег по Чехии, который длится 30 дней. За рулём всё время сидел Богумил Турек, за это время серьёзных проблем у машины не возникло.
В 1933 году стартует автопробег из 4-х автомобилей марки Aero в Африку, который называли «Голубой командой», экспедицией руководил Франтишек Александр Элстнер. Кроме него в пробеге, протяженность которого составила в общей сложности 14200 км участвовали Ева Элстнерова (его жена), Эла Славикова и её муж Леопольд Славик, Елишке Юнкова (известная гонщица), Вера Вичкова (извечная соперница Юнковой), Зденька Весела, Хельга Мертенова — жена спонсора пробега, Ешка Кавалиерова — сестра оператора и по совместительству механика пробега — Кавалиера. Пробег был посвящен не только рекламе автомобиля, как надёжного, но и по ходу пробега велась киносъёмка про быт народов.
В 1934 году Элла Славикова участвовала на Чехословацкой 1000 мильной гонке, где заняла 1-ое место среди женщин, показав среднюю скорость в 76,4 км/ч. А до этого она участвовала в гонках, которые проходили в Орлинных Горах, где заняла 3-е место в общем зачёте среди участников своего класса, и 1-ое среди женщин. Специально для неё был построен 4-х цилиндровый двигатель, путём соединения 2-х моторов объёмом 750 кубов. Мощность 1,5 л мотора составила 40 л.с, что позволяло ему развивать скорость 140 км/ч. А Богумил Турек в том же году участвует в ралли Монте-Карло, где занимает 9-е место в своём классе (а класс автомобилей был до 1,5 л).
В 1934 году у конкурентов появляются новые модели, и хозяева фирмы понимают, что на одних микролитражках не выедешь. Строится автомобиль иной концепции, а именно — переднеприводный. Мотор всё тот же 2-х тактный и 2-х цилиндровый, с объёмом в тот же один литр, что и предшественник, но мощностью в 30 л.с. Бак автомобиля располагался над двигателем, бензин попадал в цилиндры, смешиваясь с маслом в пропорции 1 к 30. Тормоза имелись на всех колёсах. Модель получила индекс 30. С выходом Aero 30 Франтишек Элстнер отправляется на нём в очередное путешествие, на сей раз в Шотландию, на поиски Лох-Несского чудовища. С собой он прихватил еще 4-х пассажиров. За время путешествий поломок не случилось. Через год Турек отправляется в путешествие по СССР. Расстояние 10000 км также преодолено без поломок, учитывая дороги Нерушимого на тот момент. В 1936 году модель 30 получила иную решётку радиатора.
Через 2 года после появление 30-й модели выходит в свет более крупная 4-х цилиндровая 2-х литровая, переднеприводная машина. Двигатель сделан из 2-х моторов 30-ки. В отличие от 30-й модели, которая имела термосифонное охлаждение (как и все модели начиная с 10-ки), 50-ка оснащена водяной помпой и вентилятором радиатора. Тормоза получили гидравлический привод (с 1937 года их получила и 30-ка). Если предшественники 50-ки комплектовались в основном заводскими кузовами, то 50-ка в большинстве своём имела кузова сторонних изготовителей. Этих автомобилей было выпущено 1205 штук за 5 лет. К сожалению 50-ти сильные моторы этой машины не славились своей надёжностью.
Одним из поставщиков кузовов для 50-й модели был Иосиф Содомка. С 1938 по 1941 год он создал 9 кузовов, которые назвал Dynamic. На сегодняшний день сохранилось всего 2 автомобиля — один на фото нашей коллекции, другой находится в США и требует реставрации.
С приходом к власти в Чехословакии нацистов завод продолжал выпускать автомобильную продукцию, но правда на нужды вермахта. В 1941 году производство автомобилей остановилось, завод перешел исключительно на авиационное производство.
Однако в тайне от своего руководства, а ясное дело, что таким заводом в это время заведовал офицер СС, конструкторы построили 2 прототипа: 2-х цилиндровый 750 кубовый Pony, и 4-х цилиндровый более крупный Rekord.
Их планировалось выпускать после окончания войны. Оба они имели гидравлические тормоза и независимую переднюю подвеску. Однако после окончания войны в серию пошла лишь Aero 30, которую выпускали до 1947 года. Вместе с ней завод начал производить грузовичок Skoda 150, машина получила индекс Aero 150.
В 1946 году по решению партии завод Jawa, который выпускал до войны и автомобили и мотоциклы, продолжает выпускать только мотоциклы. Однако еще до войны Jawa выпускала автомобиль модели Minor, которая была по сути лицензионной DKWF2. Во время войны на заводе Jawa спроектировали прототип Minor II. Производство этой новой модели и передали заводу Aero. Машина стала называться Aero Minor II. Шасси и мотор этой машины поставлял завод Walter, окончательная сборка проходила на мощностях Aero. Этот авто имел 2-х цилиндровый, 2-х тактный двигатель рабочим объёмом 616 кубиков, который давал отдачу в 20 л.с. Автомобиль развивал скорость 95 км/ч. C этой машиной завод Aero воскресил свои спортивные традиции. В 1948 году бывший гонщик фирмы Walter — Иван Ходак завоёвывает первое место в польских гонках — Raid Polski, в командном зачёте Aero так же занимает первое место, опередив команду Skoda. В 1949 году команда участвует в гонках в Ле Мане, где Леопольд Ланкман занимает второе место в классе автомобилей до 750 кубов. Его автомобиль оснащён 750 кубовым мотором мощностью 30 л.с. Кроме него Aero заняли еще 5, 6 и 9 места. В гонках этого сезона участвовали такие гранды как Ferrari, Aston Martin, Rilley, Singer, Healey, Frazer Nash, Talbot, Delage, Delahaye и Bentley. В альпийских гонках того же года машина заняла уже 1-ое место в своём классе и 17-ое в общем зачёте. Minor II выпускался до 1951 года. В 1951 году был построен прототип Minor III, который должен был сменить MinorII. На автомобиль поставили 650 кубовый мотор мощностью 23 л.с. Однако правительство республики решило, что завод должен переключиться на производство самолётов. Завод выпускал истребители МиГ-19 и МиГ-21. Автомобили Aero увы остались в прошлом…
По материалам сайта drive.ru и автора.