Только представьте, что вы выиграли оригинальный автомобиль 1957 года, да не абы что, а классический Plymouth Belvedere с пробегом всего 6 км. Звучит потрясающе?
Например, вот такой:
И ведь кому-то же повезло, только, к сожалению, он не на ходу, покрыт грязью, ржавчиной и коррозией, потому что последние 50 лет находился в закрытом бетоном хранилище.
В штатах достаточно популярны капсулы времени с посланием к потомкам, обычно в них еще добавляют и предметы, характеризующие то время, когда она была сделана, предназначенные для будущих поколений. Штат Оклахома отмечал 50-летний юбилей, и в городке Талса в честь этого решили заложить капсулу времени с новеньким Plymouth, в специально вырытом склепе под лужайкой городского суда. Plymouth был передовым продуктом американской промышленности, его заполнили местными сувенирами и товарами и устроили лотерею с достаточно непростым заданием. Чтобы получить автомобиль, нужно было угадать количество жителей городка в 2007 году. В конкурсе приняли участие 812 человек, их ответы записали на пленку и положили в перчаточный ящик Бельведера.
Помимо пленки там находились ключи от машины, сигареты, лекарства, пиво и даже неоплаченный парковочный талон. Рядом с автомобилем положили металлическую колбу, которую потом заварили. В нее поместились: канистра с 20 литрами бензина на всякий случай, если он вдруг больше не будет использоваться в качестве топлива, 10 литров масла для замены в двигателе, карта аэропорта Дугласа, послание от местной церкви с молитвами о величайшем благе на последующие 50 лет, несколько экземпляров местной газеты, послание от мэра и представителей торгово-промышленной палаты и, конечно же, американский флаг с 48 звездами.
Был разгар холодной войны с Советским союзом, поэтому хранилище для капсулы времени построили полностью из железобетона, способного выдержать взрыв ядерной бомбы. После того, как автомобиль опустили в гробницу и закрыли бетонной плитой, сверху накидали земли и установили мемориальную доску.
Время летит достаточно быстро, но про спрятанную мисс Бельведер не забывали (именно так все ласково стали называть автомобиль). Был создан сайт, на котором все фанаты могли переписываться и смотреть фото, как происходило погребение. Подготовку к вскрытию капсулы начали аж за 18 месяцев. Жители Тулсы выстраивались в очередь, чтобы не пропустить действительно историческое событие. Да и как часто вы слышали об эксгумации автомобиля?
Город наполнили туристы и журналисты. Пришло немало свидетелей, которые участвовали в закрытии капсулы времени. Они даже шутили, что теперь кому-то повезет, ведь новенький Plymouth Belvedere сейчас стоит явно дороже, чем 2.000 долларов, которые заплатили за автомобиль в 1957 году. После того как рабочие подняли плиту из бетона, солнечный свет впервые за 50 лет попал в хранилище. Перед глазами предстала Мисс Бельведер все также накрытая тентом. Хоть хранилище и было способно выдержать ядерный удар, но оно не было водонепроницаемым — воды было выше колена. Конечно, это была инженерная ошибка в расчетах.(Ну хоть не русские хакеры постарались).
Дальнейший осмотр рабочими показал, что был период, когда грунтовые воды полностью затопили склеп. Надежды достать исправный автомобиль не было, теперь у нее было больше общего с “Титаником”, чем с исправным механизмом. Пришлось сначала откачивать воду, и только затем подогнали кран и погрузили артефакт на платформу, который доставил изрядно намокшую Мисс в местный конференц-центр. Мероприятие посетили больше 9000 человек. Когда сняли тент с кузова, то все увидели толстый слой грязи и ржавчины, как внутри, так и снаружи. Элементы интерьера практически полностью сгнили, а двигатель представлял жалкое ржавое зрелище. Мисс Бельведер не имела никаких шансов на восстановление. Даже задние пружины полностью проржавели и вся задняя часть автомобиля просела.
Пленку с записями в бардачке не нашли, видимо она полностью растворилась, также как и ключ от автомобиля. Все, что находилось в заваренной колбе, не пострадало, герметичный корпус защитил содержимое. Стопки писем и свернутый американский флаг выглядели такими же новыми и яркими, как и 50 лет назад. Каким-то чудом, еще можно было разобрать подписи на колесах, где местные жители расписались в 1957 году.
Еще помните затею с конкурсом? Победителем стал Раймонд Умберсон, который, к сожалению, скончался аж в 1979 году, а его вдова прожила до 1988 года, детей у них не было, и автомобиль официально достался 100-летней родной сестре Раймонда, Кэтрин Умберсон. Счастливчику, помимо автомобиля, также достанется сберегательный счет, открытый в день, когда закопали машину. Положенные в 1957 году 100 долларов за 50 лет увеличились до 700 долларов, и конечно удивительно, что с банком ничего не произошло.
Как часто бывает, нашлись энтузиасты, которые за свой счет решили восстановить автомобиль несмотря ни на что. Компания Ultra One, специализирующаяся на высококачественных продуктах для удаления ржавчины, приступила к работе. Они тестировали различные подходы, и предварительные испытания дали превосходные результаты. Был найден донор, с которого собирались взять подвеску и раму. Даже решили вытащить и восстановить двигатель. По мере роста бюджета, оптимизм и энтузиазм убывал. Машину поставили в самый конец ангара до лучших времен. Чтобы полностью очистить кузов и салон, пришлось потратить более 20.000 долларов.
На первый взгляд автомобиль выглядит намного лучше, чем в первый день, когда его откопали. Хром сверкает новизной, а окна снова стали прозрачными. Только когда подойдёте ближе, причины бессмысленности восстановления становятся очевидны. Единственное, что выглядит более менее прилично — это только хром! Двигатель даже вскрыли, но он оказался забит илом. С тех пор владельцы пытались пожертвовать автомобиль музею. Безусловно, это историческая ценность, но отвратительное состояние отпугнуло всех. Даже администрация города Талса отказалась принять его, разочаровавшись убитым состоянием. Спустя долгие 7 лет, только в 2015 году, удалось найти дом для Мисс Бельведер в историческом музее Иллинойса. В любом случае это лучше, чем прозябать в пустом и забытом ангаре, или пойти под пресс.
®AutoDesignEncyclopedia