Интересные автомобили 07.04.2016 г.

1937. Panhard X76 Dynamic

1936-38_Panhard-Levassor_Dynamic_X77_Coupe_01

Премьера модели состоялась в 1936 году на Парижском автосалоне. Специалисты сразу же признали «Динамик» наиболее прогрессивным французским автомобилем 30-х годов. Бесклапанные двигатели рабочим объемом от 2,5 до 3,8 л имели традиционное для «Панар-Левассор» золотниковое газораспределение. На «Динамике» было применено немало интересных технических решений: центральная трубчатая рама с подрамниками для двигателя и подвесок, независимая торсионная подвеска всех колес и цельнометаллический кузов. Но «Динамик» привлекал внимание прежде всего своим внешним видом: четыре обтекаемых крыла, специфические формы фар и радиатора придавали кузову строгую индивидуальность. Место водителя было расположено в центре переднего 3-местного сиденья. Чтобы увеличить обзор, на передних дверных стоиках имелись закругленные боковые окошки. Лобовое стекло очищалось тремя стеклоочистителями. Фары были утоплены в крылья и защищались выгнутыми решетками, выполненными в одном стиле с радиатором.

Перед вами автомобиль в своем роде уникальный. Он словно специально конструировался для государств, где от импортных машин обороняются не только таможенными пошлинами, но и административными запретами на эксплуатацию автомобилей с праворасположенным рулем. У него водительское место — не справа и не слева по ходу машины, а… посередине. Точно по осевой линии.

Снаружи машина Panhard et Levassor Dynamic выглядит совсем не по-европейски, а скорее по-американски: не то Nash, не то Hupp, не то какой-нибудь другой из мелких независимых производителей… Явный отпечаток могучего и кудреватого стиля «арт-деко» ощущается как в общей композиции, так и в деталях: радиаторная облицовка в форме рыцарского шита, утопленные в передке фары той же конфигурации, декоративные «пегасовы крылья» на боковинах капота, трехсекционное, точно зеркало-трельяж, лобовое стекло панорамного типа, широкий кузов, каплевидные крылья с минимальными колесными вырезами. То есть сами по себе вырезы как вырезы, но прикрыты снаружи выпуклыми щитками, словно бы их и вовсе нет. Полное впечатление, что здесь хорошо потрудился какой-то умелый и не ленивый заокеанский дизайнер-авангардист уровня Эймоса Нортапа или даже Гордона Бьерига. Ничуть не бывало: автор дизайна — француз из французов, никакого отношения к Америке никогда не имевший, по имени Луи Бионье. Видно, у авангардистов, в какой бы точке земного шара они ни обитали, отечество одно, — Авангард.

Сейчас дизайнеры разделены на «экстерьершиков» и «интерьерщиков»: первые занимаются оформлением машины снаружи, а вторые, соответственно, изнутри. В середине тридцатых такого разделения не существовало, так что салон машины Panhard et Levassor Dynamic — дело рук все того же Бионье. Отсюда редкостное единство стилистических решений салона и общего вида. Форма радиаторной облицовки и фар повторена и в конфигурации приборного щитка, и даже в очертаниях педалей. Передняя панель выглядит так, словно отфанерована ореховым шпоном, но это даже и не имитация из бумаги, а просто-напросто умелая покраска прямо по металлу. Кожа обивки — тоже никакая не имитация, а самая что ни на есть натуральная. Ткань — шерстяной габардин лучших сортов. Экономить на отделке здесь явно не пытались. Полутораметровой ширины сиденья — не сиденья, а прямо целые диваны, с легкостью вмещали троих пассажиров каждое.

Силовой агрегат и независимая передняя подвеска торсионного типа крепились вместе на обший подрамник, который в свою очередь монтировался на раме через прокладки из резины особого сорта, частично поглощавшие вибрации и гасившие шум. Задняя подвеска была зависимой, но тоже на торсионных элементах, расположенных поперечно: это позволяло уменьшить поперечные колебания кузова. Ведущими колесами были, разумеется, задние, — поскольку, во-первых, в середине тридцатых годов исключения из этого правила были крайне редки, а во-вторых, так называемую «классическую» компоновочную схему (двигатель — впереди и продольно, трансмиссия — за ним, ведущие колеса — задние) в свое время разработала и внедрила на одной из первых своих моделей именно фирма Panhard et Levassor. Пока эта схема не завоевала еще весь мир и не получила обозначения «классической», а была еще всего лишь одной из нескольких существовавших, ее даже прямо так и называли «системой Панара»…

Panhard et Levassor Dynamic — машина крайне редкая и малораспространенная, а потому малоизвестная. Не во всякой автомобильной энциклопедии найдешь ее описание. Этот автомобиль выпускался с тремя типами кузова, — помимо четырехдверного седана были еще двухдверное купе и двухдверный кабриолет,— но объем производства никогда не был слишком высоким. Экземпляр такого ретро автомобиля принадлежал Леону Блюму, тогдашнему президенту Франции, — но даже пример вождя нации не вдохновил автомобилистов страны: стишком уж авангардно машина смотрелась, к ней надо было еще попривыкнуть, а на это требовалось время, которого, как мы теперь знаем, уже практически не было: меньше чем через три года грянула Вторая мировая война, и Франции стало вообще не до легковых автомобилей. До наших дней дошли считанные единицы машин Panhard et Levassor Dynamic.

Остается добавить, что идея разместить водительское место по центру владела умами французских автомобилестроителей еще довольно долго. Наиболее свежий пример такого рода — спортивная трехместная Matra/Simca Bagheera семидесятых годов. А предприятие Panhard et Levassor утратило сперва имя Эмиля Левассора из своего названия, превратившись в просто Panhard, затем лишилось независимости, подпав под контроль фирмы Citroen, и, наконец, тихо скончалось к середине шестидесятых годов.

auto-planet.org.ua

®AutoDesignEncyclopedia

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *