Ностальгия по…

Наткнулся на просторах инэта на статью Дмитрия Евстафьева «Знаете, а, ведь, мы были страной чудаков», прочитав которую в памяти встали (далекие для молодого поколения) 70-80 е годы… В то время было тяжело людям, увлекающимся автомобилями в части отсутствия информации о зарубежной технике. Основным источником был журнал «За рулем» (его раздел «В мире моторов»). В журнале «Наука и жизнь» иногда  публиковали информацию о новинках зарубежных производителей. Новый Советский автопром можно было купить только «по блату» или после ожидания многолетней очереди. Русские «Кулибины» создавали самодельные автомобили своими руками. В этом им очень помогала телевизионная передача  «Это вы можете», в которой показывали  энтузиастов-одиночек, строящих автомобили собственной конструкции в квартирах и лоджиях….А в «Технике молодежи» регулярно рассказывалось о слетах энтузиастов-самодельщиков, проводимых этим журналом, который в то время возглавлял Василий Дмитриевич Захарченко. Журнал «Моделист-Конструктор» публиковал статьи с чертежами автомобилей самодельщиков. По Омску до сих пор колесят два самодельных автомобиля из той эпохи, которые я часто вижу на дорогах и при случае выложу фото на сайте.

Подумав, решил открыть в разделе АВТОКАТАЛОГ нашего сайта страничку САМАВТО. Ведь самодельные автомобили существовали и существуют, причем иногда очень интересные, а значит имеют полное право находиться в нашей Энциклопедии Автомобильного Дизайна. На просторах инэта много разрозненной информации по этой тематике.  На нашем сайте мы попытаемся систематизировать  по годам САМАВТО СССР. Отправной точкой послужит 1917 год. А там посмотрим… Открытие страницы планируем после Нового года.

С уважением, Игорь Хацко.

P.S. Ниже привожу статью Дмитрия Евстафьева:

Были и перестали быть

Страна чудаков — это когда каждый четвертый сельский механик, забросив  трактора, строил вечный двигатель. Да, получался, как правило, самогонный аппарат, но строил-то он вечный двигатель. А в столе у скучнейшего бухгалтера находили многотомный роман, позабористей «Войны и мiра». Который он писал без малейшей надежды на то, чтобы издать. Писал, просто потому, что не мог не писать. А питерская учительница делала вышивки, да такие, что дух захватывало у провинциальных мастериц. А как назвать людей, которые месяцами и без малейшей надежды на выгоду встраивали кораблики с мельчайшими деталями в  бутылки из-под кефира и жигулевского пива?
Их были миллионы…..
Чудаки соревновались в изготовлении лучших бутербродов. Был такой конкурс в газете <Неделя>, кажется, но могу ошибаться. И, думаю, это были классные бутерброды, не чета «макдональдсам».  А уж как в любом приличном городе хозяйки соревновались в рецептах «Оливье»! И не верьте тем, кто говорит, что это от недостатка продуктов.  А какие вязаные вещи изготавливали наши женщины! Редко, когда продавали.  Дарили, меняли в основном. Как пересылали из города собственные выкройки. А мужчины создавали собственные топливные системы для «Москвичей». Я знаю, я сам видел. Эти чудаки, несмотря на все запреты, летали на своих планерах с Горы  Клементьева, подчас разбиваясь насмерть. Потому, что была у них такая потребность. Я даже не уверен, летали бы они сейчас, когда это стало дозволенным. Еще я никогда не забуду программу «Это вы можете» на телевидении, уже не помню на каком канале. Она как бы была от журнала «Техника молодежи», которым руководил чудной даже с виду Василий Дмитриевич Захарченко. Его в 1984 году сняли с должности то ли за публикацию полит-некорректной (и литературно слабой, надо сказать) второй части <Космической одиссеи> Артура Кларка. Боже, какую хрень они несли на этой передаче! Они отправляли контейнеры обратным ходом по трубопроводам, ни разу не заботясь о налипании парафинов.  Они создавали <гарпунные тормоза> для автомобилей, не думая о том, во что превратятся дороги, которые и без них были так себе. Они демонстрировали трактор, который пахал колесами. Гениальный Терентий Семенович Мальцев — тоже чудак, блистательный чудак — их бы колесовал на месте. Прямо в студии. Трактором. А самодвижущийся детский горшок чего стоил. Но они же приезжали к телецентру в Останкино на самодельных автомобилях с пятицилиндровым  двигателем-звездочкой, отлитой в обычном гараже. И эти автомобили ездили! И в этот момент, ты понимал, что они не болтуны и не прожектеры. А потом нам сказали, что чудаки не нужны. Вообще. Что нужны «профессионалы», которые все «невидимой рукой рынка» наладят, построят, обогреют, обустроят. Короче, сделают нам красиво. Мы, и правда, хотели красиво. Мне иногда кажется, что пресловутую Perestroyka придумали просиживавшие по разным конторкам штаны за чтением Стругацких «замзавлабы» — которые просто завидовали чудакам, поскольку сами в массе своей были бездарны и бесплодны. Но и мы все виноваты. В конечном счете, это мы «сдали» мы наших чудаков. С  потрохами «сдали».
И страна сразу же стала другой. Почти мгновенно.
Нет, мы не стали страной «профессионалов». Почему и как, — сложно сказать. Но то, что вместо «профессионалов» мы получили менеджеров, которые бессмысленными ордами (как имперские штурмовики) заполнили улицы наших городов и экраны телевизоров. Из страны чудаков мы стали страной менеджеров и вуменджеров — разница, согласитесь постоянно и фатально стиралась, закованных в почти стандартные (корпоративный дресс-код!!!) синие костюмы из шерсти «super-120».
Мы стали скучной страной. Совсем скучной. Впрочем, Егор Гайдар об этом, как он сам говорил, и мечтал. Правда, сам он в этой скучной стране довольно быстро спился. Я что-то сказал, чего никто не знал? Они, эти менеджеры и «вуменджеры», называют себя «креативным классом». Смешно. А что, собственно, креативного в их жизни и работе? Стремление покреативнее  наклюкаться «в хлам» в пятницу, потому, что так принято? Покреативнее часами выбирать себе галстук и сумочку? Вообще, все эти офисы из стекла и бетона (основной цвет — серый), которыми мы так восхищались, в действительности, изумительно энтропийное место. Я  знаю, я в таком работал. Место бессмысленных эмоций, гонора, больших и не  очень больших денег. Но место, где все это пропадает, падает в пустоту повседневности, почти не оставляя за собой следа. Разве только «инвестиции» и «пенсионные схемы». Собственно, «офисный планктон», называющий себя «креативным классом» имеет своей главной целью, — дожить до того момента, когда можно будет не работать.То есть, простите, целью самоназванного «креативного класса» является социальная смерть? А как же наши бабушки, которые до последнего ехали к нам, на другой конец  города, чтобы привести внучатам «вкусьненького»? Для них смыслом жизни было движение. Какая разница в жизненном целеполагании, ощущаете? Какая разница в судьбе! После этого появился главный лозунг: «Дай» и последующий вой о том, что вам/нам «недодали». И сейчас настали времена странные, но на горизонте маячат новые — уж больно суровые. И дымком уже попахивает, нехорошим таким дымком, не печным. И уже не только от покрышек с соседней юго-западной территории.
Так, вот, гляжу и думаю: А не пора ли нам вновь становиться страной чудаков? Чудаков и воинов.

Дмитрий Евстафьев

®AutoDesignEncyclopedia

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *