Enfield
Великобритания, Греция / 1969-1976
Enfield Automotive, London, UK (1969-1972), Enfield-Neorion, Syros Island, Greece (1973-1976)
История марки Enfield
Когда-то в Великобритании существовал так называемый Совет по электричеству — ведомство, под контролем которого находилась электропромышленность страны. Данный орган, тесно работавший с Министерством энергетики, был расформирован в 1991 году, когда электропромышленность попала под программу приватизации. Но во второй половине двадцатого века Совет вел весьма активную деятельность и в 1966 году организовал тендер на создание автомобиля на электрической тяге. Победителем был объявлен городской малыш по имени Enfield 8 000, созданный инженерами Enfield Automotive. Победив конкурентов, среди которых был и могучий Ford, компания получила грант на выпуск 100 опытных экземпляров электромобиля. На маленький Enfield 8 000 возлагали большие надежды. Его планировалось продавать за границу, причем в таких количествах, с которыми общий объем экспорта страны увеличился бы весьма существенно. Модель была ориентирована на жителей больших городов: электрическая силовая установка помогала забавной компактной машинке развивать скорость в 77 километров в час, а энергии батарей хватало на 90 километров пути. При этом Enfield можно было подзаряжать от бытовой энергосети, через обычную розетку. Автомобиль успешно прошел испытания и был тепло встречен автомобильными СМИ того времени. Маленький, смешной, квадратный, однако при этом футуристичный, с изящно изгибающимся лобовым стеклом. Его можно было купить в красном, оранжевом или голубом цвете. Его динамику разгона называли впечатляющей, хотя тут, конечно, все относительно: до скорости 50 километров в час машина разгоняется за 12,5 секунд. Вечность по современным меркам, но для крохотного электромобиля 1966 года — вполне достаточно. Он даже успешно прошел краш-тесты, а коэффициент лобового сопротивления был лучше, чем у Porsche. В ноябре 1969 года Enfield 8 000 показали на первом в истории автомобилестроения Международном симпозиуме производителей транспортных средств на электротяге, прошедшем в Финиксе, штат Аризона. «Трейлер с двумя нашими Enfield 8 000 проехал через всю Америку», — рассказывает сэр Джон Сэмюэлл, глава делегации, которая представляла Великобританию на том симпозиуме. «Многие смеялись над нашими машинами, зато сам Рональд Рейган был в восторге. Он все удивлялся, почему в Америке не делают такие автомобили». Рейган действительно загорелся идеей производства этой машины. Будучи тогда губернатором штата Калифорния, он захотел построить завод для выпуска Enfield 8 000, обещая щедрые субсидии и гарантируя популярность. Он даже предложил выдавать эти машины тем, кто покупает дома на острове Санта-Каталина близ побережья Калифорнии, где исторически сложилось так, что транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания не используются. Казалось, перед британской компанией открываются заманчивые перспективы, однако владелец Enfield Automotive Джон Гуландрис, выходец из состоятельной греческой семьи, отклонил предложение Рейгана и не стал переносить производство с британского острова Уайт. Основной причиной отказа многие называют тот факт, что у Джона помимо компании Enfield были еще и многомиллионные контракты с нефтяными компаниями, которые в Америке имели свои понятные интересы. Развитие электромобилей в Штатах могло навредить влиятельным партнерам, под давлением которых Гуландрис оставил идею освоения Нового Света. Несмотря на разочаровывающие продажи электрического 8000, которые закончились в 1971 году, в 1972 году Enfield экспериментировал с другим автомобилем, Safari. Увы, модель так и не была запущена в серийное производство, и Enfield прекратил производство автомобилей в 1972 году.
В 1973 году производство частично было перенесено в Грецию, на остров Сирос. На заводе в Великобритании производилась окончательная крупно узловая сборка. Однако при всех достоинствах модели у нее был один классический минус, который в итоге ее и погубил: цена. В Великобритании за несуразного вида машину на батарейках просили 2 600 фунтов — для сравнения, за эти деньги в то время можно было купить два Mini. В итоге было выпущено всего 120 экземпляров, 65 из которых принадлежали Совету по электричеству и использовались для испытаний, а позднее — для презентаций и выставок. В 1976 году сборка Enfield 8 000 в Греции и Великобритании остановилась навсегда. Однако современные электромобили, даже произведенные такими гигантами, как Renault, Nissan и BMW, многим обязаны этому забавному малышу по имени Enfield 8 000, который первым доказал миру, что компактный городской автомобиль на электротяге — это реальность.