Krit
США / 1909-1916
Krit Motor Car Company, Detroit, USA
История марки Krit
В июле 1909 года Кеннет Криттенден (Kenneth Crittenden), который успел поработать на автомобильных предприятиях выпускающих автомобили марки Ford и Regal, Логлин (Loglin), Пиггинс (Piggins), Клод Бриггс (Klod Briggs) и Уитсон (Witson) основывают компанию Krit Motor Car Company с уставным капиталом в 100 000 долларов. Осенью того же года был куплен завод, где раньше изготавливали машины марки Blomstrom.
Вскоре начинается производство автомобиля, который должен был отнять часть клиентов у Ford T и Hupmobile Model 20, т.е. объявленная цена на него была в пределах 800 долларов. Это был простой и надёжный K-R-I-T A-Series, под капотом новой машины Криттенден установил 2,9 литровый четырехцилиндровый двигатель мощностью 22 л.с. Трансмиссия как и у Ford T была планетарной, и тоже 2-х ступенчатой.
Большинство автомобильных историков считают, что название марки K-R-I-T было получено от имени основателя — Kenneth Crittenden, возможно это и так, в качестве эмблемы была выбрана свастика, заимствованная у северо-американских индейцев народности навахо, символизирующая любовь, свет, жизнь и удачу. Однако национал-социалисты пришедшие в Германии к власти через 20 лет после описываемых событий опошлили этот древнейший символ, известный во многих культурах античности. В 1910 году 2-х ступенчатая коробка передач сменяется 3-х ступенчатой аналогичной конструкции. Помимо этого, после побед в состязаниях локального значения фирма начинает выпускать версию с низким центром тяжести — U-Series, более низкий дорожный просвет был достигнут за счёт расположения мостов над рамой, т.е. по схеме underslung, остальная же техника соответствовала модели A-Series. В 1911 году Бриггс покидает компанию переходя в Brush, при этом выводя из предприятия свои активы, из за чего компания попадает в череду финансовых проблем. На выручку приходит Уолтер Рассел (Walter Russel), владелец Russel Wheel and Foundry Company. Криттенден остаётся в фирме, где получает должности вице-президента и руководителя конструкторского отдела. Попутно предприятие переезжает в более крупное помещение, где начинается производство модели «K-Series». Техническая начинка машины осталась прежней, а вот база выросла с прежних 2350 мм до 2690 мм, но при этом уменьшился спектр предлагаемых кузовов. Если раньше можно было заказать кузова: тонно, родстер, ранэбаут, туринг и купе, то теперь клиентам предлагался либо 4-х дверный туринг, либо 2-х дверный и 3-х-местный родстер, которые всё так же поставлялись детройтской фирмой Fisher Bros Body Company. За ней последовала L-Series и M-Series, которые имели увеличенную на 50 мм колесную базу, но всё такой же скудный выбор кузовов.
В то же время, с приходом Рассела фирма начала изготавливать грузовики и автобусы, которые в основном поставлялись в Европу и в царскую Россию, где было представительство фирмы КРИТЪ. В 1914 году с началом Первой мировой войны резко упал спрос на автомобили. Для модельного ряда 1915 года был подготовлен новый дизайн кузовов, более округлый с подковообразным радиатором, Model M и Model О базового оснащались электрическим освещением, но вот стартер был еще довольно дорогим опционом (около 1/9 от цены на автомобиль). Но в итоге несмотря на символ удачи красующийся на радиаторе сама удача отвернулась от фирмы, у которой европейский и австралийский рынок был основными рынками сбыта. 28 декабря 1915 года компания была признана банкротом, а через год закрылось и основное предприятие Уолтера Рассела — Russel Wheel and Foundry Company.
Автор: по материалам статьи Алексея Васильева (Drom 2).
Реклама английского представительства фирмы