1930. Т-24 — средний двухбашенный танк

1930. Т-24 - средний двухбашенный танк

Т-24

Средний танк

Разработчик: КБ ХПЗ
Год начала работ: 1929
Год выпуска первого прототипа: 1930
Собрано около 20 танков, дальнейший выпуск прекращен в виду изменения требований к средним танкам

Вопреки распространенному мнению о том, что танк Т-24 представлял собой улучшенный вариант опытного танка Т-12, его развитие проходило практически параллельно, хотя многие узлы и агрегаты были у них идентичны. Уже в конце 1929 г. стало ясно, что Т-12 останется только на уровне прототипа и будет, так сказать, отладочной машиной. Кроме многочисленных технических проблем, с которыми позднее столкнулись на испытаниях, первый советский средний танк обладал малым запасом хода при достаточно высокой стоимости, что для того времени было непозволительной роскошью. На смену ему предстояло разработать новую боевую машину, лишенную этих недостатков.

Поскольку ничего лучше, чем Т-12 “под рукой” тогда не оказалось, было принято решение взять за основу именно его. УММ РККА рекомендовало инженерам поработать над уменьшением массы танка до 17500 кг, уменьшив его бортовое бронирование до 20 мм, а днища и крыши до 8 мм. Это позволило бы увеличить запас хода и вооружение. Соответственно, предлагалось спроектировать новый корпус, сборку которого поручили Ижорскому заводу. По документам улучшенный танк проходил как Т-24.
Корпус Т-24 отличался двумя характерными чертами. Так как внутреннее пространство уже было занято, дополнительные бензобаки разместили в надгусеничных полках, как у Т-18. В передней части корпуса, слева от водителя, был установлен дополнительный курсовой пулемет, что повлекло за собой увеличение экипажа ещё на одного человека. Внутренние изменения были незначительными.

На совещании 27 марта 1929 г., не дожидаясь постройки хотя бы одного опытного экземпляра, УММ РККА распорядилось изготовить на ГХПЗ опытную партию из 15 танков Т-24. Сборку первых трех машин завершили к концу июля 1930 г. и вскоре один из них (вероятно, наиболее комплектный) был отправлен на полигон в Кубинку, где ему предстояло пройти сравнительные испытания с Т-12. Как и ожидалось, ходовые качества обеих машин оказались примерно равными. Через три дня после начала испытаний (26 июля) на Т-24 установили башню с вооружением, снятую с Т-12, для проведения практических стрельб. Однако, взяв на борт 10 снарядов и выйдя на мягкий грунт, экипаж был вынужден покинуть танк, поскольку у него внезапно загорелся двигатель. От полного уничтожения танк спас механик-водитель Владимиров, в одиночку справившийся с огнем.

После ремонта башню вернули на Т-12, опытный образец Т-24 перевооружили другим орудием. Кстати, 45-мм пушка конструкции Соколова, планируемая к установке на средние танки, испытаний так и не прошла. Вместо неё зарезервировали вариант с орудием аналогичного калибра, впоследствии известным как “танковая пушка образца 1930 г.”

Сборку пяти следующих танков завод завершил в августе, а последние семь Т-24 установочной партии были получены в сентябре 1930 г. Дальнейшие планы предусматривали увеличивающийся темп выпуска с 7 машин в месяц с октября 1930 г. и до 45 машин к сентябрю 1933 г. Общий заказ на Т-24 составил 300 танков.

Серийный танк мало чем отличался от опытных Т-12 и Т-24. Его ходовая часть, впоследствии унифицированная с тягачом “Коминтерн”, осталась почти без изменений и состояла из 8 сдвоенных опорных катков на борт с вертикальными пружинными рессорами, сблокированными в четыре тележки по два, четырех поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Силовая передача включала дисковый главный фрикцион, планетарную коробку передач, двойной дифференциал в качестве механизма поворота и простые бортовые передачи.

Главной башне придали цилиндрическую форму, в крыше малой башни появился люк с откидной крышкой. Бронирование лобовой части корпуса сохранили прежним (22 мм).
Боекомплект орудия уменьшили до 89 выстрелов, а пулеметов увеличили до 8000 патронов. Численность экипажа возросла до 5 человек. На Т-24 применили более мощный 300-сильный авиамотор М-6 отечественного производства, но максимальная скорость снизилась до 22 км/ч. Запас хода составлял 120 км при запасе горючего 460 л.

Однако, не успев начаться, производство Т-24 было остановлено уже к 1931 г. За этот небольшой промежуток времени успели изготовить 28 шасси, 25 бронекорпусов и 26 башен, из которых собрали 25 “полноценных” танков. Причин здесь нашлось сразу несколько.

В 1930 г. вернувшийся из загранкомандировки начальник УММ РККА был просто околдован “вражескими” разработками – прежде всего это касалось легких танков Vickers Mk.E и Christie M1930. Немалую роль также сыграл средний танк ТГ (иногда его называют Т-22, что не совсем верно), разработанный в СССР под руководством немецкого конструктора Э.Гроттэ. По проекту ТГ обладал более сильной бронезащитой и вооружением, что делало её опасной для любого танка противника. Это повлекло за собой отказ от строительства танков отечественной разработки, что в первую очередь касалось Т-24. Вместо него на мощностях ХПЗ предстояло развернуть выпуск танков Кристи (БТ-2).

Впрочем, с таким мнением согласны были далеко не все. Так, директор харьковского завода Бондаренко, крайне негативно отнесся к идее начать производство легкого слабо бронированного американского танка, назвав его “вредительским”. На ХПЗ упорно продолжали верить, что Т-24 все-таки будет востребован, поэтому с постройкой первого прототипа танка БТ особо не торопились. Лишь в начале 1931 г., после непосредственного вмешательства руководства УММ и правительства первый опытный БТ-2 наконец был собран и готов к испытаниям.

Судьба танков Т-24, принятых РККА, оказалась довольно прозаичной. Вплоть до 1932 г. эти танки оставались некомплектными, так как 45-мм пушки для них все ещё не были готовы. Когда дело дошло до полного оснащения средних танков, оказалось, что в этом нет большой необходимости. Уже тогда стало очевидным, что легкие танки БТ-2 и Т-26 с 37-мм пушками, смогут решать большинство задач, ранее возлагаемых на Т-24. Кроме того, на испытания поступил намного более мощный средний танк Т-28. В итоге, официального распоряжения о принятии на вооружение танков Т-24 так и не последовало. Из 24 машин 18 были направлены в Харьковский Военный Округ (ХВО), где их должны были использовать как “танки усиления”, но на деле Т-24 были отданы учебному танковому подразделению. Один танк остался в Московском ВО и числился за ВАММ РККА им.Сталина. Еще пять машин находились в распоряжении танко-артиллерийских полигонов.

Окончательное решение о снятии с эксплуатации средних танков Т-24 последовало только в 1938 г., когда в РККА решили упорядочить имеющееся имущество. К этому времени техническое состояние Т-24 было весьма плачевным. Большинство машин находилось не на ходу из-за поломок двигателей, трансмиссии и ходовой части. Почти все Т-24 были частично разоружены и разбронированы. В таком виде 22 сохранившихся танка и решили отправить на склады. Однако 2 марта 1938 г., по приказу наркома вооружений те же 22 танка надлежало передать в приграничные укрперайоны.

Здесь история Т-24 приобретает новый, более интересный оборот. Согласно этому распоряжению Белорусский ВО должен был получить 10 танков (6 из ХВО, 1 из МВО и 3 со склада №37), а в Киевский ВО передавалось 12 танков (все из ХВО). Эти “полуфабрикаты” надлежало превратить в БОТы – бронированные огневые точки, что несколько ранее уже проделали с Т-18. С поступивших танков полностью снимали практически все узлы и агрегаты ходовой части (оставляли только опорные катки для буксировки), двигатели, а также пулеметные башни со старым вооружением. Вместо них в основной башне устанавливалась 76,2-мм пушка (Л-10 или КТ-28, сейчас это трудно установить) и 7,62-мм пулемет в шаровой установке справа от него. По всей видимости, этот процесс сильно затянулся, так как на немецких фотографиях, сделанных летом 1941 г., отчетливо видны перевооруженные БОТ Т-24 которые даже не успели закопать в землю. К сожалению, информация о боевом применении остальных БОТов не сохранилась. Также есть информация о том, что к 1941 г. остался только один комплектный танк Т-24 в распоряжении полигона НИБТ, но осенью 1941 г. он, видимо, был отправлен на фронт.

Источники:
Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905 — 1995 гг.). — С.-Петербург: Невский бастион, 1996.
Мостовенко В.Д. Танки. Издание второе,исправленное и дополненное. — Москва: Военное издательство МО СССР, 1956.
Прочко Е. Историческая серия ТМ — «Коминтерн» )Техника молодёжи. № 3 \ 1993)
Ромадин С., Барятинский М., Шпаковский В. «Первые средние» (Моделист-конструктор. № 9 \ 1989)
Свирин М., Бескурников А. Первые советские танки (Приложение к журналу «М-ХОББИ»). Москва: «Армада», 1995.
Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова (ХКБМ). Харьков: «Ирис», 1998.
«Полная энциклопедия танков мира 1915-2000». сост.Г.Л.Холявский. Харвест.Минск \ АСТ.Москва. 1998 г.
Российская военная техника: Т-24 — средний танк

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СРЕДНЕГО ТАНКА
Т-24 обр.1930 г.

БОЕВАЯ МАССА 14700 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6282
Ширина, мм 2810
Высота, мм 2950
Клиренс, мм 500
ВООРУЖЕНИЕ одна 45-мм пушка обр.1930 г. и три 7,62-мм пулемета ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ 98 снарядов и 7200 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 20 мм
борт корпуса – 20 мм
корма корпуса – 20 мм
лоб башни — 15 мм
борт башни — 15 мм
корма башни — 15 мм
крыша — 8,5 мм
днище — 8,5 мм
ДВИГАТЕЛЬ М-6, карбюраторный, 8-цилинровый, мощностью 180 л.с. при 1500 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: дисковый главный фрикцион сухого трения, планетарная коробка передач с плавающими ленточными тормозами, двойной дифференциал, одноступенчатые бортовые передачи, 5-скоростная КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 сдвоенных опорных катков с балансирной подвеской, 4 сдвоенных поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения и ведущее колесо кормового расположения, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 26 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 80 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,745
Глубина брода, м 1,20
Ширина рва, м 2,65
СРЕДСТВА СВЯЗИ

Источник: www.aviarmor.net

®AutoDesignEncyclopedia