Т-12
Средний танк
Разработчик: КБ ХПЗ
Год начала работ: 1927
Год выпуска первого прототипа: 1930
Серийно не строился, стал основой для среднего танка Т-24.
Учитывая опыт использования трофейных британских и французских танков 20 декабря 1927 г. УММ РККА сформулировало требования к “маневренному танку” с обязательным пушечно-пулеметным вооружением во вращающихся башнях. Разработку этой машины передали КБ ХПЗ им.Коминтерна, где подобрался достаточно сильный конструкторский коллектив. Общее руководство осуществлял главный конструктор ГКБ ОАТ С.Шукалов, ответственным исполнителем проекта назначили В.Заславского, за проектирование МТО отвечал А.Микулин. Надо сказать, что ОАТ не спешил с реализацией этого задания и постарался максимально переложить работу на харьковских коллег. От ХПЗ за создание танка отвечали зам. главного инженера М. Андриянов и зам. начальника тракторного цеха В. Дудка. Непосредственное руководство работами по маневренному танку в Харькове осуществлял инженер С. Махонин.
Танк получил проектное обозначение Т-12. Большое влияние на него оказал опыт американцев, которые в 1920-е гг. сильно увлеклись ярусным расположением вооружения. В частности, за пример был взят танк Т1Е2, который по вооружению и массе можно было отнести к классу средних. В целях экономии места малая пулеметная башня располагалась у него на крыше основной башни. Это увеличивало высоту танка и стесняло работу экипажа, но зато компоновка танка получалась достаточно плотной. Советские конструкторы, в целом, заимствовали эту схему.
На Т-12 использовали классическую компоновку, с передним расположением отделением управления, за которым находился боевой отсек и моторно-трансмиссионное отделение. Большая девятигранная башня была рассчитана на 3-х человек: командира, заряжающего и пулеметчика. В её лобовом листе планировали установить 45-мм пушку или 57\60-мм гаубицу. Справа и слева от неё монтировалось до два спаренных пулемета системы Федорова. В верхней башне, установленной на крыше основной и смещенной назад, находилась еще одна спарка из 7,62-мм пулеметов. Силовая установка Т-12 должна была состоять из доработанного авиационного двигателя Hispano 9 мощностью 200 л.с.
В ходовой части танка все ещё ощущалось сильное влияние французской школы. Шасси танка состояло из 8 опорных катков на борт, сблокированных попарно в четыре тележки с вертикальной пружинной амортизацией, 4-х поддерживающих роликов, заднего ведущего и переднего направляющего колеса.
Работы продвигались очень быстро, однако, на финальной стадии сборки, танк подвергся изменениям. Девятигранная основная башня, макет которой уже успели установить на эталонном образце, была заменена на цилиндрическую с прямым лобовым листом. Вместо планируемого двигателя Hispano, теперь надлежало установить отечественный мотор конструкции А.Микулина, производство которого ещё только предстояло наладить на заводе “Большевик” в Ленинграде. Получить его в срок, естественно, не смогли, поэтому в качестве замены предложили авиадвигатель М-6 мощностью 180-200 л.с. Из-за этого пришлось переделывать КПП и ленточные плавающие тормоза, которые спроектировал Заславский. Планетарная коробка передач позволяла изменять режим движения на 15,7 и 2,7 км/ч, сохраняя возможность реверса на всех скоростях. Корпус Т-12 также стал длиннее, а для преодоления рвов и окопов его оснастили “хвостом” удлинявшим танк на 690 мм.
Максимальная толщина его лобовых бронелистов составляла 22 мм, бортовых – по 12 мм. Нетипичным для советского танкостроения было размещение механика-водителя, место которого находилось у правого борта.
Постройка опытного образца Т-12 продолжалась с 13 октября 1928 г. по 15 октября 1929 г., но его окончательное оснащение всем необходимым оборудованием и доработки заняли ещё два месяца. Приемка танка состоялась в феврале 1930 г., но на испытания Т-12 был предоставлен только 2-го апреля. В отчетах РГВА указывалось, что опытный танк Т-12 (без вооружения) успел пройти только 2 км по мягкому грунту, после чего остановился из-за поломки трансмиссии. Чистое время работы двигателя составило 33 минуты, из них в движении – 21 минута. После ремонта танк вновь приступил к ходовым тестам. Довольно быстро выяснилось, что ходовая часть Т-12 явно недоработана. Перегревалась КПП, закипала вода в радиаторе, отказывала в работе 2-я скорость, а при повороте на мягком грунте соскакивала правая гусеница. Вместе с тем, Т-12 показал хорошую плавность хода.
Для оценки нового танка с 28 апреля по 2 мая 1930 г. при испытаниях участвовали наркомвоенмор Ворошилов, начальник УММ Халепский и начальник Технического Управления УММ Бокис, а также представители от ХПЗ С. Махонин и Владимиров. На этот раз Т-12 показал максимум возможного. Он достаточно резво передвигался по пересеченной местности, осилив подъём 35-36 град. на 1-й передаче. Скорость на твердом грунте составила 26 км\ч, но при увеличении оборотов двигателя до 2000 в минуту она временно повысилась до 30 км\ч. Танк без труда преодолел 2-х метровый окоп даже на песчаном грунте, хотя по расчетам он мог перейти ров шириной 2,65 м. Удельное давление при погружении гусеничных цепей на 100 мм в мягкий грунт составляло 0,45 кг/см.кв.
Огневые испытания в полной мере провести не удалось. По причине отсутствия пулемета Федорова на танке был установлен 7,7-мм станковый пулемет Lewis в шаровой установке конструкции Шпагина. Стрельба из него дала очень положительные результаты – на ходу в цель попало около 60% пуль. Стрельбы из 45-мм пушки конструкции Соколова провести не удалось из-за её неготовности. На танк орудие было установлено летом 1930 г. и с 12 июля Т-12 продолжил испытания уже с ней. Полный боезапас танка составлял 100 выстрелов к пушке и 4000 патронов к пулеметам, но в случае установки полного комплекта вооружения боезапас увеличивался до 7200 патронов и 98 снарядов.
Проведенный параллельно с этим обстрел 18-мм и 22-мм бронеплит танка привели к выводу, что бронезащита танка соответствует предъявленным к нему требованиям. Впрочем, дали знать о себе прежние недостатки. Как и раньше слетала правая гусеница из-за налипшего на направляющее колесо грунта, после 20 переключений КПП произвольно сбрасывала скорости, а после расходования 30 литров горючего оно переставало поступать к двигателю, хотя в баке оставалось ещё 130 литров.
Государственная комиссия, в целом, осталась довольна танком Т-12, но рекомендовала провести его доработку – в первую очередь отмечался недостаточный запас хода “маневренного танка”. Часть замечаний была исправлена на модифицированном танке Т-24, серийная постройка которого началась в 1932 г.
Источники:
М.Павлов, И.ПАвлов, И.Желтов «Советские средние танки довоенного периода 1924-1941», Армада\Вертикаль, 1999
С.Ромадин, М.Барятинский, В.Шпаковский (при содействии В.С.Вознюка и В.Д.Листрового) «Первык средний» (Моделист-Конструктор 1989 №9)
Чертежи среднего танка Т-12
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СРЕДНЕГО ТАНКА
Т-12 обр.1930 г.
БОЕВАЯ МАССА | 14700 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 4 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 6282 |
Ширина, мм | 2810 |
Высота, мм | 2950 |
Клиренс, мм | 500 |
ВООРУЖЕНИЕ | одна 45-мм пушка обр.1930 г. и три 7,62-мм пулемета ДТ |
БОЕКОМПЛЕКТ | 98 снарядов и 7200 патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | телескопический прицел |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб корпуса – 22 мм лоб башни — 22 мм борт корпуса – 12 мм борт башни — 12 мм крыша — ? днище — ? |
ДВИГАТЕЛЬ | М-6, карбюраторный, 8-цилинровый, мощностью 180 л.с. при 1500 об\мин |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа: дисковый главный фрикцион сухого трения, планетарная коробка передач с плавающими ленточными тормозами, двойной дифференциал, одноступенчатые бортовые передачи, 5-скоростная КПП |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 8 сдвоенных опорных катков с балансирной подвеской, 4 сдвоенных поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения и ведущее колесо кормового расположения, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков |
СКОРОСТЬ | 26 км\ч по шоссе |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 80 км |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Угол подъёма, град. | ? |
Высота стенки, м | 0,745 |
Глубина брода, м | 1,20 |
Ширина рва, м | 2,65 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | — |
Источник: www.aviarmor.net
®AutoDesignEncyclopedia