T-23
Разведывательная танкетка
Разработчик: КБ ОАТ Год начала работ: 1930 Год выпуска первого прототипа: 1930 Серийно не выпускались из-за закупки лицензии на производство танкеток Carden-Lloyd
Пока шли испытания опытного образца Т-17 стало очевидным, что экипаж состоящий только из одного танкиста является недостаточным. В середине 1930 г., учитывая уже накопленный опыт, по заданию штаба РККА, инженерами КБ ОАТ были разработаны проекты двухместных танкеток Т-22 и Т-23. На них использовалась модифицированная ходовая часть и фактически одинаковые корпуса, основные различия состояло в следующем. На Т-22 планировалось установить оригинальный 4-цилиндровый двигатель и экипаж располагался “гуськом”, а на Т-23 стоял двигатель от танка Т-20 и продольным размещением танкистов. Как и следовало ожидать, был выбран второй вариант, поскольку его компоновка оказалась более оптимальной, а постройка более простой. В результате военными было заказано два опытных образца танкетки, причем одновременно прорабатывалась модификация оснащенная башней с круговым вращением.
Тем не менее, реализовать даже эти “новшества” в полной мере не удалось. Первый прототип Т-23 собирался из простого железа и оснащался двигателем МС-1 мощностью 40 л.с., который заимствовали от танка Т-18. Кроме того, постоянные доработки привели к кардинальному изменению формы корпуса, который стал чуть ниже и длиннее на 300 мм. Ходовая часть также претерпела изменения – из-за сильного выноса вперед направляющего колеса пришлось дополнительно ввести независимый опорный каток. От экспериментов с резиновыми гусеницами на этот раз отказались, установив на Т-23 обычную стальную, но облегченной конструкции.
На испытаниях, начавшихся осенью 1930 г., ни первый, ни второй прототип Т-23 (оснащенный новым двигателем от танка Т-19) желаемых результатов не показали. Если по подвижности они ещё могли соперничать с более ранним Т-17, то по скорости в выдвинутые требования танкетки не укладывались. Однако, самым болезненным оказался вопрос цены танкетки. Обычный вариант Т-23 имел оценочную стоимость порядка 50000 рублей, а её башенный вариант (без вооружения) – 59000 рублей. В такой ситуации о серийной постройке Т-23 отказались и все усилия сосредоточили на выпуске танкеток Т-27, что было намного лучшим выходом.
Источники:
М.Свирин, А. Бескурников «Первые советские танки» (Армада №1 за 1995 год)
М.Свирин. Броня крепка. «История советского танка 1919-1937», Москва, ООО «Издательство Яуза», ООО «Издательство Эксмо»
«Полная энциклопедия танков мира 1915-2000». сост.Г.Л.Холявский. Харвест.Минск\АСТ.Москва. 1998 г.
«Танкетка Т-27», Военная летопись вып.7
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ТАНКЕТКИ
Т-23 обр.1930 г.
БОЕВАЯ МАССА | ~3500 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 2 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | ? |
Ширина, мм | ? |
Высота, мм | ? |
Клиренс, мм | ? |
ВООРУЖЕНИЕ | один 7,62-мм пулемет ДА |
БОЕКОМПЛЕКТ | 33 магазинад |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | оптический прицел |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб корпуса – 16 мм борт корпуса – 16 мм корма корпуса – 16 мм башня – 18 мм крыша — 6 мм днище — 6 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | МС, карбюраторный, 4-цилинровый, мощностью 34 л.с. при 1850 об\мин |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 6 опорных катков сблокированных по два в три тележки и один незасимый каток, 2 поддерживающих ролика переднее напрвляющее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков |
СКОРОСТЬ | ~35 км\ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | ~100 км |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Угол подъёма, град. | ~30° |
Высота стенки, м | 0,40 |
Глубина брода, м | 0,92 |
Ширина рва, м | 1,40 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | — |
Источник: www.aviarmor.net
®AutoDesignEncyclopedia