Т-30
Тяжелый позиционный танк
Разработчик: КБ завода «Большевик»
Год начала работ: 1929
Танк остался только в ииде проекта в виду чрезмерной сложности конструкции.
Согласно принятой летом 1929 года программе авто-броне-танкового вооружения советским конструкторам предстояло создать несколько типов танков. Среди них особое положение занимали “маневренные” (средние) и тяжелые танки. Если с первым типом боевых машин дела обстояли более-менее удачно, то с разработкой тяжелой техники возникли большие проблемы.
Ориентируясь на опыт эксплуатации трофейных британских танков Mk.V был сделан вывод, что танки подобного класса должны быть оснащены несколькими пушками и пулеметами во вращающихся башнях. Также считалось, что тяжелый танк может иметь бронирование, достаточное для защиты от пуль любого калибра и снарядов полевой артиллерии. Отсюда делался расчет весовых характеристик и количественного состава экипажа. Конечно, не обошлось без зарубежного влияния, прежде всего со стороны Франции, располагавшей на то время самыми мощными тяжелыми танками FCM 2C.
В конце 1929 года УММ РККА разработало предварительное тактико-техническое задание к тяжелому (“позиционному”) танку, получившему обозначение Т-30. Эти требования предусматривали следующее:
— вес 60 тонн;
— бронирование 30-50 мм;
— максимальная скорость 20-25 км\ч;
— вооружение: две 76,2-мм пушки, одна 37-мм пушка и шесть пулеметов.
Поскольку необходимого опыта в области танкостроения советским конструкторам пока не хватало, такие важные моменты, как компоновка и тип силовой установки оставались неопределенными. Другими словами, конструкторам давалась определенная вольность при проектировании нового танка. В течении 1929-1931 гг. этот вопрос имел только теоретическую проработку, поскольку основные усилия были сосредоточены на развитии более легких боевых машин. К полноценному проектированию тяжелого танка вернулись лишь в конце 1931 года, когда уже прошли испытания средние танки Т-24 и ТГ. Проанализировав полученный опыт ТТЗ существенно подкорректировали, после чего УММ РККА заключило с Главным конструкторским бюро Орудийно-оружейно-пулеметного объединения договор на его разработку и постройку опытного образца.
По новым требованиям Т-30 должен был иметь массу 50-55 т, защищен броней 40–60 мм и вооружен одной 76,2-мм дивизионной пушкой, одной 37-мм пушкой большой мощности в двух конических башнях, а также 3 станковыми и 4 легкими пулеметами. В качестве силовой установки предполагалось установить авиационный карбюраторный двигатель АМ-6 мощностью 750 л.с., при этом его расчетная скорость должна была составить 30 км/ч. В случае же установки авиамотора BMW VI мощностью 650 л.с. расчетная скорость танка должна была составить 24 км/ч.
Более точные данные о танке Т-30 найти не удалось, но по сохранившимся эскизам можно сделать вывод, что один из последних его вариантов должен был иметь ходовую часть, состоявшую из следующих компонентов. Применительно на один борт шасси состояло из 10 опорных катков малого диаметра, сблокированных в пять тележек с блокированной пружинной подвеской, 5 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Компоновка танка осталось классической: спереди – отделение управления, в средней части – боевой отсек, в кормовой – моторно-трансмиссионное отделение. По всей видимости, концепция размещения вооружения была заимствована у немецкого инженера Э.Гротте или у американцев, изрядно тяготевших к многоярусным конструкциям. В главной башне, по форме напоминавшей башню-рубку танка ТГ, размещалась длинноствольная 76,2-мм пушка и два пулемета (рядом с пушкой и кормовой). Над ней устанавливалась малая башня с 37-мм пушкой, на крыше которой находилась командирская башенка, предназначенная для наблюдения. Сведений о прицельных приспособлениях и радиооборудовании не сохранилось.
Проработка проекта Т-30 была предварительно завершена весной 1932 года. Тогда же изготовили полноразмерный деревянный макет, продемонстрированный представителям УММ. Хотя теоретически этот танк по боевому потенциалу не уступал уже построенному ТГ, военные отказались от дальнейших работ над этой машиной. Как и танк Гротте, Т-30 обладал чрезмерно сложной и нетехнологичной конструкцией. Кроме того, в связи с изменившимися требованиями на тяжелый танк вновь предстояло установить по крайней мере три пушки, а без коренной переработки проекта сделать это было невозможно. Таким образом, проект Т-30 был отнесен к бесперспективным и предпочтение отдали более мощным танкам Т-35 и Т-42.
Источники:
М.Свирин “Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.” Яуза/ЭКСМО. 2006 г.
ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПОЗИЦИОННОГО ТАНКА
Т-30 обр.1930 г.
БОЕВАЯ МАССА | 50000-55000 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 6-7 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | ? |
Ширина, мм | ? |
Высота, мм | ? |
Клиренс, мм | ? |
ВООРУЖЕНИЕ | одна 76,2-мм дивизионная пушка, одна 37-мм пушка большой мощности, 3 станковыми и 4 легких пулемета |
БОЕКОМПЛЕКТ | ? |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | прицел ТОП-1 для пушки и оптический прицел для пулемета |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб корпуса – 16-24 мм борт корпуса – 20 мм башня – 20 мм корма — 20 мм крыша – 10 мм днище — 10 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | АМ-6, карбюраторный,мощностью 750 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 10 опорных катков малого диаметра сблокированных в пять тележек с блокированной пружинной подвеской, 5 поддерживающих роликов, переднеге направляющее и заднеео ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков |
СКОРОСТЬ | 30 км\ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | ? |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Угол подъёма, град. | ? |
Высота стенки, м | ? |
Глубина брода, м | ? |
Ширина рва, м | ? |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | ? |
Источник: www.aviarmor.net
®AutoDesignEncyclopedia