“Самодвижущаяся броневая башня для 8-дюймовой гаубицы”
Тяжелая самоходная артиллерийская установка Дриженко
Разработчик: подпоручик Дриженко
Год начала работ: 1916
Год выпуска первого прототипа: не строился
Проект отклонен по причине техничекой недоработанности
В конце 1916 года “коллекция” ГВТУ пополнилась проектом “самодвижущейся броневой башни для 8-дюймовой гаубицы”, выполненным инженером-кораблестроителем Адмиралтейского завода подпоручиком Дриженко. К танкам она имела очень опосредованное отношение, поскольку основной задачей этой боевой машины была борьба с укреплениями противника. Другими словами, Дриженко представил проект сверхтяжелой самоходной артиллерийской установки, которая имела в своей конструкции несколько оригинальных решений.
Корпус САУ коробчатой формы и, по замыслу разработчика, представлял собой “двойную броневую коробку, поперечное сечение которой напоминает вагон” с толщиной бронирования 10 мм. В её носовой части предусматривалась установка 203,2-мм гаубицы, в средней части корпуса размещались расчет орудия и боекомплект, в задней – два бензиновых двигателя по 180 л.с, каждый из которых приводил в движение гусеницу одного борта. На случая появления вражеской пехоты на крыше корпуса устанавливались два 7,62-мм пулемета.
Ходовая часть самоходной установки включала (применительно на один борт) 20 опорных катков диаметром 270 мм, сблокированных в тележки по 4, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Подвеска была пневматической, с сообщающимися пневмокамерами тележек одного борта. Гусеница зубового зацепления, с шириной трака 800 мм, состояла из “шпал”, соединенных по краям цепями-рельсами. Оценочная длина опорной поверхности составляла 6 метров, поэтому для улучшения маневренности при поворотах Дриженко предусмотрел автоматический подъём крайних тележек подвески. Для защиты воздухопритоков от пыли служила система из изогнутых пластин, эластичных камер и “гармоник”. Также прежполагалось наличие электрического освещения и вентиляцию.
Остальные параметры “самодвижущейся броневой башни” выглядели следующим образом: масса 46 тонн, экипаж — 6 человек, удельная мощность силовой установки — 7,8 л.с./т, скорость хода — до 12 верст в час (14 км\ч), удельное давление на грунт — 0,5 кг/см.кв. Как видно, в некоторых чертах САУ Дриженко сильно напоминала проект “Бронированного автомобиля” инженера В.Д.Менделеева, отличаясь в лучшую сторону значительно меньшей массой и более мощным вооружением.
Рассмотрение проекта состоялось в Высшей автомобильной школе и не вызвало особого восторга у военных. Военные указали на общую сложность конструкции, неразработанность трансмиссии и механизма управления, ненадежность пневматических систем. Тем не менее, летом 1917 года проект передали специалистам Главного артиллерийского управления, которые провели его сравнение с танками союзников. При этом особо подчеркивалось, что что танки ведут бой “на дистанции не более 2-3 верст”, на которой “недопустим другой род ведения огня, как прямой наводкой”. Таким образом, проект самоходной гаубицы Дриженко с легким бронированием признали нерациональным и предпочтение решили отдать обычной артиллерии на тракторной тяге.
Источники:
С.Л.Федосеев «Танки Первой Мировой войны». АСТ. Москва. 2002
РАСЧЕТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
“Самодвижущейся броневой башни для 8-дюймовой гаубицы”
БОЕВАЯ МАССА | 46000 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 6 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 8100 |
Ширина, мм | 3800 |
Высота, мм | 3400 |
Клиренс, мм | ? |
ВООРУЖЕНИЕ | одна 203,2-мм гаубица и два 7,62-мм пулемета |
БОЕКОМПЛЕКТ | ? |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | ? |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб корпуса — 10 мм борт корпуса — 10 мм корма корпуса (верх) — 10 мм корма корпуса (низ) — 6 мм крыша — 6 мм днище — 4 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | два карбюраторных, мощностью по 180 л.с. каждый |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 20 опорных катков сблокированных по 5 в 4 тележки, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков шириной 800 мм |
СКОРОСТЬ | 14 км\ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | ? |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Угол подъёма, град. | ? |
Высота стенки, м | ? |
Глубина брода, м | ? |
Ширина рва, м | ? |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | — |
Источник: www.aviarmor.net
®AutoDesignEncyclopedia