Захаров А.Н. / Россия (СССР) /
Думаю, многие помнят знаменитые иллюстрации «Исторической серии» журнала «За рулем», выполненные художником Александром Захаровым. На этих работах выросло целое поколение современных российских дизайнеров. Сегодня мы публикуем интервью с настоящим профессионалом, мастером своего дела, который через многие годы пронес любовь к технике и автомобильной истории. Человеком, разносторонним и крайне интересным.
Александр Николаевич, как Вы стали художником исторической серии в журнале «За рулем»?
Попал я в журнал совершенно случайно. Был такой великолепный художник и дизайнер Эдуард Молчанов, он рисовал в «Моделисте конструкторе», в «Технике молодежи» и вот он внезапно, молодым достаточно человеком умер…
Молчанов был настоящим волшебником! Любую самоделку, уродскую, посмотреть на фотографии, просто ужас! Слезы! Показывать никому нельзя! И вот эту «ерунду» он превращал в шедевр! Это публиковалось в журнале «Моделист конструктор», в рубрике «Это Вы можете», а так же он рисовал автомобили, совершенно роскошные, для «Исторических серий»! Вот от него то я и получил эстафету. Мечтал я быть у него учеником, но когда я вернулся из армии он умер, и мне предложили рисовать для рубрики «Авиа музей» в «Технике молодежи». А потом появился «За рулем» с автомобилями.
Я закончил в МАДИ такую специальность как «Автомобильный спорт», и учился я у Льва Михайловича Шугурова. Он преподавал конструкцию гоночных автомобилей.
Увидев, что я рисую самолеты, Шугуров предложил порисовать автомобили в журнале «За рулем». Первый год мы делали автомобильчики с «пейзажиками», то есть они в какой, то среде обитали. Это было не очень неудачное решение. Я долго беседовал с редакцией, и в итоге мне удалось убедить просто изображать автомобили на чистом фоне. Чтобы каждый зритель мог додумывать свой фон к этому рисунку. Чтобы была некоторая недосказанность, но чтобы сам автомобиль был фотографически точен.
Автомобили, нарисованные Вами безупречно построены и тщательно детализированы. Расскажите, пожалуйста, как Вы работали над своими рисунками? Какими историческими документами пользовались?
Все зависело от того, какие фотографии удавалось найти. Собирали все, что могло пригодиться. Потом я тщательно рассматривал их, создавал в голове образ этого автомобиля. Часто фотографий не хватало, чтобы увидеть автомобиль с разных сторон. Или он не весь был виден на имеющихся фото. Тогда приходилось рисовать его в таком ракурсе, чтобы на рисунке была видны детали, которые мне известны. Сначала на бумаге я намечал общие контуры, а затем уже рисовал колеса. От их положения и угла поворота во многом зависит характер будущего рисунка. Сам рисунок я предпочитал делать кистью. Это дольше и сложнее, чем аэрографом, зато рисунок получается живой, объемный и эмоциональный. Да и удовольствия от работы кистью несравнимо больше. Для получения иллюзии фотографии приходится очень много внимания уделять мелким деталям. Их прорисовка – это ювелирная работа, которая требует много времени, и большого опыта.
За время работы в журнале Вы рисовали автомобили разных эпох. Скажите, какое десятилетие истории автомобиля Вам наиболее близко? И почему?
Это, безусловно, «классики». Тридцатые годы! Изумительные произведения искусства! И серийные модели и заказные. Но мне, более близки модели зари автомобилизации, первое десятилетие 20-го века. Мне эти автомобили нравятся больше всего, потому что, это «инженерия», тут еще мало искусства и много поиска технологического. Вот эти машины мне нравятся даже больше «классиков»!
Александр Николаевич, На Ваш взгляд были ли в нашей стране автомобили «классики»?
Таких самобытных автомобилей всего два, это «Победа» и «Нива». «Победа», совершенно уникальная машина! Как она здесь родилась совершенно не понятно?! Наверное, сказалось то напряжение, которое было в стране в то время. То есть пан или пропал! И когда появлялось самое лучшее, тогда появилась «Победа».
А появление «Нивы», вероятно дружба с итальянцами. Это тоже взрыв эмоций, который привел к появлению автомобиля, который нужен для этой страны. «Нива», машина очень своеобразная, просто мы к ней привыкли. На самом то деле это маленький шедевр автомобильного дизайна! В ней есть очень много интересных находок. И тогда, это ошеломляло, когда она только появилась!
По материалам: Константин Пепеляев — cardesign.ru; Андрей Мезин — журнал «Автокласика»