Ballot
Франция /1905, 1919-1932
Ets Ballot, Paris, France (1905-1910); Etablissements Ballot SA, Paris, France (1910-1932)
История марки Ballot
Компанию Ets Ballot основали в 1905 году на бульваре Брюн в южной части Парижа братья Эдуард и Эрнест Морис Балло. Эдуард был морским офицером в отставке, поэтому в качестве логотипа он выбрал якорь. Фирма начала с изготовления моторов для катеров, но однажды Эдуард Балло помог молодому Этторе Бугатти разработать двигатель для Peugeot Bebe. После чего завод стал изготавливать двигатели самостоятельно, а в 1910 году начал поставлять силовые агрегаты таким маркам, как Delage, Delaugere, Corre и Barre. Во время Первой мировой войны братья разбогатели на производстве авиационных и морских моторов, генераторов и прочего оборудования для армии. В декабре 1918 года гонщик Рене Тома, одержавший победу в Индианаполисе-500 1914 г. за рулём Delage, убедил Эдуарда Балло принять участие в следующем сезоне. Балло нанял швейцарского инженера Эрнеста Анри, известного как создателя болида Peugeot Grand Prix 1912 г. Братья взяли за основу шасси Peugeot Bebe и установили на него 4.9-литровый рядный 8-цилиндровый двигатель конструкции Анри с двумя верхними распределительными валами, мощностью 140 л.с. В мае 1919 г. на трассу в Индианаполисе выехали четыре болида Ballot, управляемые Рене Тома, Альбером Гийо, Луи Вагнером и Полем Бабло. Во время тестов Тома установил рекорд круга (167,5 км/ч), но по итогам гонки команде удалось занять только 4-е и 11-е места. В ноябре Рене Тома занял уже 2-е место в Targa Florio. К сезону 1920 года Эрнест Анри подготовил новую модель Ballot 3L/C, оснащённую 3-литровым 8-цилиндровым двигателем DOHC с четырьмя клапанами на цилиндр. Этот агрегат развивал 107 л.с. и разгонял машину весом 900 кг до 180 км/ч. Результат заезда в Индианаполисе-500 был неплохим: Рене Тома занял 2-е место, Ральф Де Пальма – 5-е, Жан Шассань – 7-е. Также в 1920 г. Жан Шассань на 4.9-литровом автомобиле занял 2-е место и установил рекорд круга трассы в Бруклендсе. В этом же году вместе с Ballot 3L/C в гонках участвует 2-литровый болид с 16-клапанным рядным 4-цилиндровым мотором мощностью 80 л.с. и тормозами на всех колёсах. На нём Жюль Гу занял 3-е место (следом за Ральфом Де Пальмой на 4.9-литровой модели) на Гран-при Франции в Ле-Мане и 1-е место на Гран-при Италии в Брешии. После таких успехов братья Балло решили заняться серийным производством автомобилей. В 1921 г. 2-литровый 4-цилиндровый Ballot 2LS поступил в свободную продажу с трёхместным кузовом торпедо в форме лодки. Технически он был практически идентичен гоночной версии, включая мотор с двумя верхними распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр (впервые на рынке). Несмотря на скромный объём двигателя, он стоил дороже 6-цилиндровых моделей Rolls-Royce 20 и Hispano-Suiza 27CV, поэтому за три года было построено всего 95 ед. В 1922 году Эдди Херн на 3-литровом Ballot 3L/C занял 3-е место в Инди-500, а Жюль Гу на 2-литровом Ballot 2LS пришёл вторым в Targa Florio, обогнав шесть компрессорных Mercedes. Тем временем компания выпустила более дешёвую серийную модель Ballot 2LT, которая получила 8-клапанный мотор с одним верхним распределительным валом, мощностью 40 л.с., а также 4-ступенчатую коробку передач, позволявшую разгоняться до 105 км/ч. 1924 году фирма Ballot уходит из автоспорта и направляет все ресурсы на расширение модельного ряда. Луи Жермен, сменивший Эрнеста Анри на должности главного инженера, разработал на базе Ballot 2LT спортивную модификацию 2LTS. Она имела 50-сильный мотор с повышенной степенью сжатия, который обеспечивал максимальную скорость 120 км/ч. В 1926 г. на обе машины был установлен вакуумный усилитель тормозов Dewandre. Всего до 1927 г. компания продала 1500 ед. модели 2LT. В 1927 году как и многие другие автопроизводители, Ballot последовал американской моде на увеличение количества цилиндров. Сначала был построен прототип Ballot 2LT-6 с 2-литровым рядным 6-цилиндровым мотором класса 15CV, но он стал лишь предвестником новой модели Ballot RH, оснащённой рядным 8-цилиндровым двигателем. В исходной версии этот верхневальный 16-клапанный силовой агрегат имел объём 2618 см3 и мощность 68 л.с., обеспечивая максимальную скорость 105 км/ч. Однако такие характеристики не оправдывали спортивный имидж марки, поэтому в 1928 г. появилась более мощная модификация RH2 (2874 см3), а в 1929 г. — RH3 (3049 см3). Всего с 1927 по 1930 гг. было выпущено около 600 ед. Ballot RH. В 1930 году с наступлением экономического кризиса продажи Ballot упали почти до нуля, и фирма оказалась на грани банкротства. Тогда один из её акционеров, Марк Биркигт, полностью выкупил предприятие и объединил его со своей компанией Hispano-Suiza. Вскоре появилась совместная модель Hispano-Ballot HS26, построенная на шасси Ballot RH3, но оснащённая 4.5-литровым рядным 6-цилиндровым двигателем от Hispano-Suiza T64. Марка Ballot просуществовала до конца 1931 г., после чего автомобиль был переименован в Hispano-Suiza HS26 Junior. Завод Ballot производил шасси и моторы для французского филиала Hispano-Suiza вплоть до его закрытия в 1938 г.
По материалам: https://automotive-heritage.com/brand/481