ATS
Италия / 1962-1964, 2011-н.в.
Automobili Turismo Sport SpA, Bologna, Italy (1962-1964); Automobili Turismo e Sport SpA, Borgomanero, Italy (2011-н.в.)
История марки ATS
Небольшая итальянская фирма Automobili Turismo E Sport SPA, или же сокращенно ATS, даже по автомобильным меркам прожила очень недолгую жизнь и тем не менее успела оставить след в истории не только итальянского, но и мирового автопрома. ATS – это аббревиатура от Automobili Turismo Sport. Звезда ATS зажглась в начале 1962 года, а закатилась уже в 1965-ом. Создателями и вдохновителями новой марки были Карло Чити и Джиотто Биццаррини. В послужном списке обоих талантливых инженеров было немало достижений, в том числе непосредственное участие в создании одного из самых известных Ferrari GTO первого поколения. И как ни странно, оба они приняли участие в знаменитом «дворцовом перевороте» 1961 года в Ferrari, в результате которого группа конструкторов и менеджеров компании ушла «на вольные хлеба». Разработка базовой концепции спортивного автомобиля, который со временем получил имя ATS GT, стартовала еще в бытность работы Карло Чити в Маранелло. Идея заключалась в создании первой среднемоторной Ferrari. Однако вместе с уходом Чити и Биццаррини план получил развитие уже в рамках проекта ATS. Благодаря спонсорской поддержке трех состоятельных бизнесменов во главе с графом Джованни Вольпи ди Мизюрата де Серениссима, который в свою очередь был основате6лем гоночной команды Scuderia Serenissima, компания ATS приступила к созданию двух автомобилей: дорожной модели и гоночного болида «Формулы-1». Шестидесятые годы были настоящим праздником скорости. Технологии еще уступали конструкторской смелости, а люди сломя голову бросались в новые, зачастую авантюрные проекты. Неудивительно, что в водоворот событий вокруг компании ATS попали многие известные люди, в том числе чемпион F1 1961 года и трехкратный победитель «Ле-Мана» американец Фил Хилл, который принял приглашение выступать в гонках за новообразованную команду ATS. А параллельно инженеры трудились над «гражданской» версией автомобиля.
Мировой дебют ATS 2500 GT Coupe состоялся в Женеве весной 1963 года. Эффектный автомобиль с необычной среднемоторной компоновкой и кузовом, напоминающим формами акулу, стал сенсацией выставки. Первенец марки был оснащен 2,5-литровым двигателем V8, спроектированным Карло Чити. Двигатель расположили за сиденьями водителя и единственного пассажира. Для снижения массы мотор получил легкосплавные блок и головку цилиндров. В каждой головке цилиндров был установлен один распредвал,а питание мотору обеспечивал квартет карбюраторов Weber. В зависимости от настроек мощность двигателя достигала от 220 до 250 лошадиных сил. От мира гонок ATS унаследовал пространственную трубчатую раму из хромомолибденового сплава, пятиступенчатую коробку передач, полностью независимую подвеску и дисковые тормоза всех колес. С таким арсеналом купе могло разгоняться до 250 км/ч. обтекаемый кузов для ATS создал талантливый дизайнер Франко Скальоне, незадолго до этого ушедший из Bertone. А за постройку кузова взялось туринское ателье Серафино Аллемано. Всего за несколько лет было изготовлено 12 шасси, включая 8 гоночных. Причиной столь малого тиража была постоянная нехватка денег. Неожиданно для всех участников проекта главный инвестор компании граф Вольпи решил отказаться от финансирования ATS. Мало того, в качестве компенсации своего финансового участия он забрал с собой готовый автомобиль и еще четыре некомплектных шасси, которые он планировал использовать для создания собственных спорткаров под именем Serenissima и оснащенных 3,0-литровым мотором, созданным Чити. Купе ATS, которое забрал себе Джованни Вольпи, имело шасси под номером 2004 и было укомплектовано 3,0-литровым двигателем V8. Автомобиль украшает эмблема Serenissima, которую по требованию графа установили взамен оригинальной. По иронии судьбы Вольпи никогда не пользовался этим автомобилем, а вскоре отдал его Альфу Фрэнсису в качестве гонорара за его работу в команде ATS. Бывший механик Стирлинга Мосса, а позже владелец собственной гоночной команды, Фрэнсис имел солидные связи в Модене, поэтому Вольпи вовсе не хотелось иметь с ним неприятностей. Немного покатавшись на авто, Альф продал ее в 1966 году своему приятелю Брюсу Макинтошу, а в придачу отдал запасной 2,5-литровый мотор. Поставив купе на учет в ближайшем отделении дорожной полиции, Макинтош отправился покорять серпантины итальянских Альп. Но радость обладания мощным среднемоторным спорткаром длилась недолго. Намотав на одометре менее трех тысяч километров, Брюс попал в аварию, ставшую причиной полной замены передней части автомобиля. Надо отдать должное Макинтошу, который со всей ответственностью подошел к восстановлению, поручив его британской фирме Grand Prix Metalworks Карла Роснера. Оказалось, что ремонт автомобиля требует гораздо больше времени, чем рассчитывал Брюс. Устав ждать, Макинтош предложил Роснеру приобрести ее. Так автомобиль вновь сменил владельца. В начале 70-х купе оказалось в руках Норберта Макнамары из Калифорнии. Известный гонщик и коллекционер автомобилей к тому времени уже был обладателем самого первого экземпляра ATS на шасси 2001, который был представлен на автошоу в Женеве. Единственным недостатком этого авто было отсутствие «родного» мотора, который был заменен в процессе эксплуатации более мощным двигателем Chevrolet. долгие безуспешные поиски оригинального мотора наконец-таки увенчались успехом – Макнамара нашел столь желанный мотор, а в комплекте с ним получил…еще один автомобиль.
Нынешний владелец ATS 2500 GT 3,0 Litre Coupe и его жена впервые познакомились с Макнамарой в 1987 году, когда они приехали в Северную Калифорнию с целью приобрести у него DeTomaso Vallelunga. Будучи радушным хозяином, Макнамара с гордостью показал гостям знаменитую коллекцию итальянских спорткаров, среди которых были и два купе ATS. Увидев эти автомобили, супруги буквально потеряли покой. Три года они настойчиво предлагали Макнамаре продать один из автомобилей ATS, однако он был непреклонен. По каким-то причинам семейство вынуждено было перебраться в Коста-Рику, но мечта приобрести купе ATS переехала вместе с ним. Только в 2005 году, спустя почти 20 лет после их первой встречи, нынешний владелец смог приобрести желанный экземпляр ATS. Автомобиль прибыл в Коста-Рику в реставрационный центр, где несколько лет мастера доводили купе до оригинального состояния. Купе ATS 2500 GT 3,0 Litre Coupe с шасси под номером 2004 уникально и представляет большой интерес для коллекционеров. Это последний автомобиль, изготовленный компанией ATS, и один из двух экземпляров, оснащенных 300-сильным 3,0-литровым мотором V8. Интерьер купе отделан черной кожей Connoly, а напольное покрытие изготовлено из высококачественной шерсти. Автомобиль полностью укомплектован в соответствии со спецификацией. В наличии оригинальные инструменты, домкрат и два фирменных проспекта. Знатоки смогут по достоинству оценить оригинальный комплект спортивных приборов, в том числе прообраз бортового компьютера Heuer Speed Pilot и раллийный хронометр, спортивные ремни безопасности с четырехточечными креплениями. Весь процесс реставрации авто тщательно задокументирован, а в комплекте прилагается фотоальбом и несколько раритетных журналов Road & Track и Automobile Quarterly со статьями, посвященными марке ATS.
В 2008 году ATS 2500 GT 3,0 Litre Coupe принял участие в ралли классических автомобилей Modena Cento ore Classic в Италии, где на одном из этапов завоевал первый приз. После мероприятия автомобиль вернулся в Коста-Рику, где прошла тщательную проверку всех узлов и агрегатов. Несмотря на возраст, автомобиль прекрасно выдержал испытания гонкой. Примечательно, что ни кузов, ни шасси не имеют следов коррозии, что объясняется заботой мистера Макнамары и сухим теплым климатом Калифорнии. В 2009 году купе предстало перед гостями и участниками престижного конкурса красоты Pebble Beach Concours d’Elegance, где завоевало один из призов. На сегодняшний день стоимость автомобиля оценивается в полмиллиона долларов.
В 2011 году итальянский бренд ATS был возрожден, но покинул свой дом на севере Италии и переехал на Тенерифе. Оказывается, что обосновавшаяся в Тенерифе компания не имеет ничего общего с автомобильной ATS, владелец которой в настоящее время пытается решить вопрос в судебном порядке. Несмотря на это сегодня лже ATS выпускает два автомобиля: современную интерпретацию 2500 GT, а также трековую модель под лаконичным названием Sport. В дополнение к ним, компания разрабатывает ретроградный родстер под названием Leggera. Подобно основателям оригинальной ATS (Карло Кити, Ромоло Тавони и Джотто Биззаррини), нынешний владелец является поклонником легких и быстрых автомобилей, благодаря чему современные модели используют новейшие материалы и малолитражные высокопроизводительные моторы. Премьера новой модели ATS 2500 GT ‘2015 состоялась на ежегодном шоу Top Marques, которое проводится в Монте-Карло.