Dux
Россия / 1900-1915
История марки Dux
Завод «Дукс» (Dux) — императорский (до 1917 года) самолётостроительный завод в Москве. Основатель и владелец завода — инженер Юлий (Юлиус) Александрович Меллер. Год основания — 1893. Завод производил самолёты, а также велосипеды, мотоциклы, дрезины, автомобили, аэросани, дирижабли. В 1919 году переименован в Государственный авиационный завод № 1 (ГАЗ № 1). Одним из первых достаточно крупных производителей автомобилей в России было акционерное общество «Дукс», основанное в 1893 г. выдающимся конструктором, организатором производства, предпринимателем, автоспортсменом и общественным деятелем — инженером Юлием Александровичем Меллером. Уроженец Эстляндской губернии Юлий Александрович Меллер приехал в Москву в конце 1880-х. Приобретя небольшую мастерскую на Садовой, Меллер организовал сборку велосипедов. В 1896 году велосипеды «Дукс» представлялись на Всероссийской Художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Это было несколько дорожных, легкодорожных и гоночных моделей, две трехколесных, два тандема и квадруплет. Московский велосипедный журнал «Циклист» в отчете о выставке писал: «Все велосипеды фабрики „Дукс“ выглядели изящно, имели узкую каретку, раму модели 1896 года и легкий вес». За свои велосипеды Ю. А. Меллер получил Бронзовую медаль выставки. В 1900 году фирма была преобразована в Акционерное Общество с уставным капиталом в 35 тысяч рублей. К этому времени на фабрике работали 115 человек, её обслуживали три паровых двигателя по 53 л. с. каждый, ежегодно производилось около 1000 велосипедов. С 1901 года предприятие располагалось по адресу: Москва, Тверская застава, район «Ямская Слободка» (2-й Сущевский), Чоколов проезд (др. источники — Верхний проезд), с 1907 г. — 2-я улица Ямского поля, с 03 марта 1934 г. — ул. Правды, д.8. В первый годы 20-го столетия «Дукс» расширил ассортимент своей продукции. Вначале он стал строить различные варианты мотодрезин и автомобилей на железнодорожном ходу. За тем начал производить мотоциклы и автомобили. Первым автомобилем «Дукса» была партия паровых автомобилей похожих на американские паровики «Стенли». За эти паромобили в 1902 г. на конкурсе в Михайловском манеже фирма получила два первых приза. Параллельно с этим на «Дуксе» стали выпускать мотоциклетки со швейцарскими двигателями «Мото-Рев» (Мото-Мечта). Автомобили «Дукс» удачно участвовали в соревнованиях. Так, 13 марта 1902 года в Санкт-Петербурге, в Михайловском манеже, был проведен конкурс с названием «На ловкость управления автомобилем». Среди победителей оказалась госпожа Гильгендорф, соревновавшаяся на двухместном паровом автомобиле «Дукс». Самым изящным экипажем был признан «Дукс-Локомобиль». Но все-таки, несмотря на широко поставленную рекламу и победы в соревнованиях, паромобили не нашли большого сбыта в России. Идею выпуска паровых авто пришлось оставить и начать выпуск бензиновых экипажей как более популярных. Коммерческая деятельность предприятия протекала весьма успешно. Она располагала собственными магазинами в Москве и Санкт- Петербурге. Главным рынком сбыта автомобилей «Дукс» был Санкт- Петербург, где акционерное общество составило себе видное положение и имело роскошный магазин со специальным автомобильным залом. Доход фирмы «Дукс» в 1904 году составил 457 350 руб., в том числе от продажи велосипедов — 213 190 руб., дрезин — 14 000 руб. и автомобилей — 176 900 руб. Годовая прибыль составила 92 350 руб. Акционерное общество хорошо поставило рекламную деятельность, что позволяло успешно сбывать продукцию. После русско-японской войны предприятие открывает новое направление — авиационное. Первый самолёт был построен в 1909 году по проекту Фарман — Farman IV, после устранения дефектов и переделок 10 августа 1910 года, на аэродроме Московского Общества Воздухоплавания (Ходынское поле), аэроплан N 1 типа «Фарман» фабрики «Дукс « Ю. А. Меллера» под руководством пилота С. И. Уточкина, впервые поднялся в воздух. В первом же полете на самолете фирмы «Дукс» было установлено три рекорда: «на продолжительность», «с пассажиром» и «на высоту». Самолеты «Дукс» сразу стали одними из лучших русских самолетов того времени. В 1913 году на «Ньюпор-IV» дуксовского производства летчик штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров впервые в мире выполнил знаменитую «мертвую петлю», впоследствии названную его именем. Также завод производил самолёты моделей: Фарман VII (1912), Фарман XV, Фарман XVI (1913), Ньюпор-17. Для производства лётных испытаний аэропланов предприятие владело четырьмя ангарами на окраине Ходынского поля. До национализации в 1918 году на «Дуксе» производилось 22 типа самолётов, включая гидропланы. Помимо них, фабрика также строила дирижабли. «Дукс» был основным поставщиком самолётов для русской армии. В годы первой мировой войны Военному Ведомству было сдано 1569 самолётов и гидропланов. После революции Меллер эмигрировал, сведений о его дальнейшей судьбе нет. Завод «Дукс», переименованный в «Коммунар», работал и дальше, но автомобилями не занимался.
В советский период «Дукс» — одно из ведущих авиационных предприятий «Знамя труда».