Bean
Великобритания / 1919-1929
A.Harpers Sons & Bean Ltd., Great Britain
История марки Bean
Исследовательская компания A. Harper, Sons & Bean из городка Дадли в графстве Уорчестер в 1919 году решила заняться производством автомобилей. За основу взяли довоенную легкую машину фирмы Perry, поставив на нее более мощный мотор рабочим объемом 1794 см3. Бывшие мастерские по производству военной аммуниции в городке Типтон быстро переоборудовали и приступили к производству модели Bean-11,9 HP. Кузова изготовляли на старом предприятии в Дадли. Автомобили Bean стоили дешево и пользовались спросом, хотя в спешке ни двигатель, ни трансмиссия не проходили контроль после сборки. Каждую неделю изготовляли 80 машин, и на фирме уже мечтали о годовом производстве 50 тысяч автомобилей. Между тем период эйфории закончился, и в продукции Bean все чаще обнаруживались многочисленные дефекты. Одновременно начались тяжбы внутри консорциума, куда, помимо Bean, входили автомобильные фирмы ABC, Swift, Vulcan и несколько производителей автомобильных комплектующих. В результате производство на Bean резко сократилось, а когда в 1922 году его снова решили возобновить, оказалось, что рынок уже занят легковыми машинами наподобие Morris Cowley.
Новые автомобили Bean по качеству были ничуть не лучше своих предшественников. Тем не менее производство и сбыт росли, так как спрос на простые и дешевые автомобили после войны был слишком высок.
В 1924 году появилась модель «14 HP» с мотором рабочим объемом 2385 см3. Ее представили как «самый быстрый автомобиль в своей категории с невероятно эффективными тормозами за разумную цену». Блок цилиндров и картер коробки передач образовывали монолитную конструкцию. Одновременно началось производство легкой модели «12 HP», которая являлась лишь модификацией «11,9 HP».
В 1926 году металлургическая компания Hadfield из Шеффилда отметила свое столетие покупкой контрольного пакета акций Bine (с 1919 года ей принадлежала только небольшая часть акций). Это привело к закрытию завода в Типтоне.
На следующий год Bean представила модель «18/50» с 6-цилиндровым верхнеклапанным двигателем и 4-ступенчатой коробкой передач, а также спортивную версию, развивавшую максимальную скорость 110 км/ч. В том же 1927 году появился прототип Imperial Six с 6-цилиндровым мотором рабочим объемом 3,8 л. На нем австралийский исследователь Francis Birtles отважился совершить рекламный пробег из Англии в Индию, но по дороге автомобиль рассыпался на части.
С 1928 года легковые машины получили марку Hadfield-Bean. Новая модель «14/40 HP» с отдельной коробкой передач и главной червячной передачей потрясла автомобильный мир полным отсутствием качества и надежности. Ее агрегаты работали с трудом: коробка передач часто не включалась, диск сцепления коробился, тормоза были неэффективны. Такое положение можно было бы считать полным провалом, но автомобили британской компании благодаря низкой цене все еще пользовались значительным спросом. Потому фирма не сдавалась и выпустила спортивную модель 14НР Short на шасси «12НР2» с двигателем от автомобиля «14/40 HP». В 1929 году, перед самой ликвидацией фирмы, появился еще один спортивный автомобиль «14/70 HP» с усилителем тормозов. Целых два года после закрытия на Bine выпускали специальные машины для промышленных целей, и только в 1931-м фирма окончательно прекратила свое существование.