Wills Sainte Claire

Wills Sainte Claire

  США / 1921-1927

wills_sainte_claire

История марки Wills Sainte Claire

Часть I

Чайлд Гарольд Уиллз (Childe Harold Wills) был специалистом по созданию легких сплавов и высококачественных сталей. При разработке конструкции рамы известного автомобиля «Форд-Т» (Ford) он применил (впервые в США) ванадиевую сталь. В 1919 году Уиллз покинул компанию «Форд», основал собственное предприятие и приступил к разработке роскошной машины, в конструкции которой использовал немало прогрессивных технических решений, опередивших свое время. Для нового автомобиля Уиллз выбрал имя «Сэнт Клер» (название озера в штате Мичиган).

Первые автомобили «Уиллз Сэнт Клер» модели «А-68» считались шедеврами инженерного искусства. Они имели совершенную конструкцию, все детали были тщательно проработаны. Для изготовления рамы и особо важных деталей впервые была применена молибденовая сталь. Двигатель V8 рабочим объемом 4,3 л с углом развала цилиндров 60° снабжался двумя верхними распределительными валами, коленчатый вал вращался на 7 подшипниках, а вентилятор системы водяного охлаждения включался и выключался с помощью муфты, которой управлял термостат. При разработке мотора, Уиллз использовал идеи знаменитого конструктора Марка Биркигта (Marc Birkigt), реализованные на моделях «Испано-Сюиза» (Hispano-Suiza).

В 1924 году дорогой и сложный двигатель пришлось заменить 4,5-литровым 6-цилиндровым мотором с одним верхним распределительным валом. Автомобили «Уилл Сэнт Клер» активно участвовали в различных соревнованиях и устанавливали рекорды. На их счету победа в трудном пробеге от Нью-Йорка до Сан-Франциско, дистанцию которого модель «W-6» с 6-цилиндровым мотором прошла за 83 часа и 12 минут. Автомобили этой фирмы пользовались весьма ограниченным спросом. Покупателей отпугивала сложная конструкция и непомерно высокая для машин среднего класса стоимость, достигавшая 5000 долларов. В 1926 году «Уиллз» выпустила более дешевый автомобиль с верхнеклапанным двигателем, оснащенным распределительным валом нижнего расположения. Через год фирма закрылась.

Источник : http://www.rbncom.com/

История марки Wills Sainte Claire

Часть II

В этой статье про саму фирму, которая носит такое красивое название будет написано довольно мало, т.к. она продержалась всего пять лет, а вот про её хозяина можно рассказать многое, т.к. хозяин персонаж интересный, и скажем так оставил свой след, но в другой компании.

Childe Harold Wills 1878-1940

 Чайльд Гарольд Уиллс родился в семье иммигранта-валлийца — Джона Уиллса, в 1878 году. Его родители были поклонниками творчества Лорда Байрона, поэтому назвали младшего сына в честь героя его произведения «Паломничество Чайльда Гарольда». Сам Чайльд Гарольд стеснялся своего имени и уже будучи взрослым подписывался как C. Harold Wills. Когда мальчику было семь лет его семья переехала из Форт Уэйна, штат Индиана в Детройт, штат Мичиган. Отец мальчика был механиком-машинистом, а значит образованным человеком, и научил своего сына чертить и понимать схемы механизмов. В 17 лет отец пристроил его в фирму, в которой работал сам — Detroit Lubricator Company. Парень днём работал механиком, а по ночам изучал научную литературу по металлургии, химии и механике, т.е. занимался самообразованием. Через четыре года он перешел работать в компанию Boyer Machine Co, которая производила вычислительную технику (кто постарше помнит наверное механические калькуляторы). А в 1901 году стал главным инженером этой фирмы.

В 1899 году, когда Уиллс только перешел работать в Boyer Machine Co он знакомится с неким человеком, который старше его на 15 лет. Этот мужчина был выходцем из семьи ирландских и бельгийских эмигрантов и звали его Генри Форд. Этот мужчина основал при помощи мэра Детройта Уильяма Мейбури и сенатора Томаса Палмера, а так же бизнесмена Уильяма Мёрфи первую автомобильную компанию в Детройте — Detroit Automobile Company. Т.к. Форд отвечал за техническую сторону проекта, то он позвал на помощь одарённого молодого человека. Гарольд Уиллс работал на полставки, по утрам (до основной работы) и после неё. В январе 1900 года был готов первый автомобиль этой фирмы, им стал бензиновый развозной фургон.

1901. DAC

DAC 1901 года. За рулем Г. форд

Однако произведя всего 20 таких автомобилей, фирма потеряла около 2 млн долларов в современных деньгах. В ноябре 1901 года Форд находит инвесторов, которые выкупают активы фирмы, и Форд переименовывает теперь компанию в Henry Ford Company. Одним из спонсоров стал тот же Уильям Мёрфи, к которому присоединился Леонел Боуэлл. Еще в октябре 1901 года, когда не произошло реорганизации Форд вместе с Уиллсом стали работать над гоночной машиной. Когда Форд реорганизовал компанию, то не смотря на то, что Уилсс работал у него в полсмены сделал ему полный оклад, т.к. Уиллс был такой же одержимый работой как и он сам. Этим двоим хватало стакана молока да пары бутербродов, что бы не отвлекаться от своих работ. Уиллс был первоклассным чертёжником, и уже на стадии чертежей мог предвидеть неточность и исправить проблему, к тому же, как потом вспоминал сам Генри Форд, молодой человек имел талант убеждать. Сам Форд имел прирождённую интуицию относительно того, какой должна быть конструкция автомобиля и за какую продукцию покупатели проголосовали бы своим кошельком.

Работая над гоночными машинами (в этом проекте им пришёл на помощь и известный велосипедист Том Купер), которые должны были одержать очередную победу над гоночной машиной Александра Уинтона снова происходит смена власти. В августе 1902 года Генри Лиленд выкупает фирму Henry Ford Company и переименовывает её в Cadillac, в честь основателя Детройта — Антуана Ломе де Ла Мот-Кадияка.

Машину строили по ночам в неотапливаемом здании фабрики, ранней весной еще было холодно, и когда онемевшие руки не могли держать карандаш или гаечный ключ, Форд с Уиллсом брали боксёрские перчатки и били друг друга по рукам, пока кровообращение в руках не восстанавливалось. Тем не менее, в августе была готова первая гоночная машина, которая не имела подвески и кузова, она была окрашена в красный цвет и Форд назвал машину Ford 999 в честь локомотива Empire State Express No. 999, который поставил в 1893 году рекорд скорости для наземного транспорта развив скорость в 181 км/ч. Машина была оснащена 4-х цилиндровым 18,8 литровым мотором, расчётная мощность которого лежит в районе 100 л.с. В октябре 1902 года Олдфилд за рулём 999-го в очередной раз уделывает Уинтона. А вскоре готов и второй гоночный автомобиль, который был выкрашен в жёлтый цвет, его назвали Ford Arrow (стрела).

Ford Arrow & Ford 999

Ford Arrow & Ford 999

Очередная победа побудила очередного инвестора создать новую автомобильную компанию. Им стал Александр Малкомсон, который был крупным продавцом угля в Детройте. Образуется фирма Ford & Malcomson, Ltd, которая в свою очередь в июне 1903 года переименована в Ford Motor Company. Но вернёмся к гоночным автомобилям. Чтобы закончить историю о них, в сентябре 1903 года Френк Дей участвовал в соревнованиях на жёлтом автомобиле. Попав в аварию гонщик разбился на смерть, а машина была сильно повреждена. К тому времени уничтожена была и красная машина, поэтому Форд выкупает разбитую машину, восстанавливает её и перекрашивает в красный цвет, так же переименовав её в 999. Поэтому та машина, что сегодня существует изначально была «Стрелой», а сам Форд лично сидя за рулём поставил в январе 1904 года рекорд скорости для зимнего периода, развив 147 км/ч, правда через месяц рекорд был побит.

Ford 999, он же Ford Red Devil, он же бывший Ford Arrow

Ford 999, он же Ford Red Devil, он же бывший Ford Arrow

В июне 1903 года Ford & Malcomson, Ltd, была реорганизована в Ford Motor Company, паи фирмы были распределены теперь между Генри Фордом, Алексом Малкомсоном, Джоном и Горацием Доджами, Джоном Греем, Джеймсом Кузенсом, Джоном Андерсоном и Горацием Рекхемом. Таким образом, не один Форд стоял у истоков известной компании. Главным конструктором новой фирмы становится Гарольд Уиллс. Уиллс был довольно бедным человеком, и Генри Форд отдаёт ему 10% своих акций, что бы Уиллс мог наращивать свой личный капитал. Сам Уиллс, которому дали право набирать персонал, в качестве конструктора нанимает Питера Мартина. Питер Мартин был именно тем человеком, который намного позже, 1929 году, в качестве вице-президента компании, подписывал договор о сотрудничестве фирмы Ford MoCo с СССР в области автомобилестроения (так родился ГАЗ).

Тем временем в 1903 году в производство запускается модель Ford A, участие в разработке которой так же принимал Уиллс. Самое интересное, что практически идентичную машину стала выпускать и фирма Cadillac. Конструкция автомобилей была одной и той же, за исключением двигателей. Если «Форд» имел 2-х цилиндровый двигатель, то «Кадиллак» довольствовался одноцилиндровой тягой.

Ford Model A

Ford Model A

В юношестве Уиллс начал изучать металлургию с химией, и в 1907 году он уговаривает Форда начать использовать ванадиевую сталь в конструкции автомобилей. Первенцем становится Ford Model N. Тем временем уже шла работа над новым проектом, машиной, которой суждено было поставить мир на колёса — Ford T. Уиллс отвечал за конструкцию планетарной коробки передач, и съёмного блока цилиндров. Помогал ему в этом Джозеф Галамб, прибывший в США из Венгрии, и уже имевший опыт в автомобилестроении работая в некоторых немецких фирмочках. Позже Галамб будет участвовать в разработке трактора Fordson и потом в начале 30-х в разработке известного мотора типа V8.

Ford T Touring 1909 года

Ford T Touring 1909 года

В 1911 году Генри Форд отбывает в тур по Европе. Почти год он отсутствует. За это время Уиллс разрабатывает новую модель, которая должна придти на смену «Жестянке Лиззи». Он строит прототип новой машины, которая была элегантнее, длиннее и ниже Ford T. Тут Уиллс делает фатальную ошибку, без одобрения, и вообще без информирования Генри Форда, он заказывает оборудование для производства этой машины. Генри Форд возвращается домой и когда узнаёт об этом в ярости уничтожает прототип и отменяет все заказы сделанные Уиллсом. Однако тем не менее Уиллс остаётся в компании, и даже более того, Форд начинает использовать на своих машинах логотип нарисованный Уиллсом, который в юношестве кроме чертежей увлекался и каллиграфией. И сегодня пропись Ford в слегка изменённом виде красуется в голубом овале, который появился в 1928 году. До этого овал просто опоясывал слово Ford.

Несмотря на то, что потихоньку между компаньонами начались трения Форд хорошо оплачивал инновации, которые внедряли его сотрудники. Однако к маю 1919 года трения между бывшими друзьями, которых раньше считали «не разлей-вода» достигли апофеоза. Историки считают, что не в последнюю очередь благодаря человеку, который и внедрил в фордовское производство ленточный конвейер, который был запатентован в 1906 году в Швеции. Этим человеком был выходец из Дании — Чарльз Эмиль Соренсен, который терпеть не мог валлийца, и делал всё что бы отношения между боссом и Уиллсом зашли в тупик. Что касаемо Соренсена, то это ко всему прочему именно тот человек, который стал инициатором покупки фирмы Lincoln в 1922 году, основал которую Генри Лиленд, когда-то купивший Henry Ford Company.

Уиллс получив 1.5 млн долларов за свои акции фирмы Ford (долларов того времени, когда машина стоила 500 баксов) и еще 4 млн долларов, продав свои активы сталелитейных предприятий (в которые он вкладывал деньги, как человек разбирающийся в металлургии) решает основать собственное автомобильное дело. К его прожектам присоединился, подавший на следующий же день в отставку после того как Уиллс покинул компанию, Джон Р. Ли, работавший экспертом по трудовым отношениям в компании Форда.

Вместе они покупают 4400 акров земли в Мерисвилле, недалеко от живописного озера Сент-Клэр, чтобы построить автомобильный завод для его фирмы, которую он решил назвать Wills Sainte Claire. И снова как почти 20 лет назад он окунается в работу с головой, иногда позволяя себе отдохнуть рыбача на берегу одноимённой реки, которая впадала в озеро. В 1921 году завод был готов, а вместе с ним и проект первого автомобиля фирмы. Этот автомобиль был построен по передовым мировым стандартам. Так в качестве агрегата был мотор V8 развал которого составлял 60 градусов, распредвалы находились вверху каждой головки, мотор объёмом всего 4,3 литра выдавал 65 л.с, что было очень неплохим показателем для послевоенной машины. Конструкцию мотора инспирировали двигатели Марка Биркигта, гл.инженера фирмы Hispano-Suiza. Еще одной инновацией была термомуфта охлаждения, которая врубалась от термостата, и которая отключалась если машина двигалась больше 65 км/ч, т.к. не нуждалась в дополнительном охлаждении, хватало и набегающего потока воздуха. Еще одним моментом инновации было использование алюминиевых шатунов в моторе, т.к Уиллс был фанатом всяких инновационных сплавов. Машину назвали Wills Sainte Claire A68 и первоначально предлагали только с кузовом Tourer, автором которого был Эмос Нортуп, известный в последствии американский дизайнер.

Но главным в машине было её шасси — она была изготовлена из молибденовой стали, впервые в мировой практике. Случилось так, что в конце войны в горе Барлетт были найдены залежи молибденита. Быстро была основана фирма Climax Molybdenum Co, однако вскоре война окончилась и рынок молибдена рухнул. Чтобы как-то выжить Брайнерт Филипсон, который не находит сбыта своей продукции продаёт за бесценок шахту, со всеми её бесчисленными запасами этого металла. Уиллс же заядлый металлург, начал эксперименты над сплавами, и в итоге машина имела не только шасси из металла содержащего молибден, но и коленчатый вал, шатуны, распредвал, редуктор дифференциала, кардан, вал пропеллера охлаждения, рессоры, передняя ось, рулевые тяги и колеса. Автомобиль рекламируется как «The All Mo-lyb-den-um Car». В 1922 году выбор кузовов вырос до родстера, купе, седана, лимузина, таун-кара и купе.

В качестве логотипа для своих автомобилей Ч. Гарольд Уиллс выбрал мичиганского гуся, который летит над озером. Острословы сразу стали говорить, что Уиллс не только подсмотрел конструкцию мотора у Биркигта, но и слямзил у него эмблему, хотя на Hispano-Suiza был изображен аист (талисман эскадрильи Лафайет, которая летала на СПАДах с моторами «Хиспано Сюиза»), а не гусь. Тем не менее за машинами этой серии закрепилось название Gray Goose, т.е. серый гусь.

Но несмотря на то, что автомобили этой компании были очень надёжными и в то же время инновационными, цена на них было очень большой, а в послевоенное время продать дорогую машину было трудно. В итоге предчувствуя банкротство предприятия фирму стали покидать ведущие специалисты. Однако в 1923 году тонущую в кредитах фирму спасает группа банкиров из Бостона. Фирму переименовывают в Wills Sainte Claire Incorporated. Новые вливания позволяют расширить модельный ряд, запустив в серию модель с увеличенной на 15 см колесной базой — B68. С этого же момента машины стали оснащаться гидравлическими тормозами всех колёс.

В 1924 году Эмос Нортуп покидает фирму, в которой он впервые себя попробовал в качестве дизайнера и переходит работать в кузовную компанию Murphy. К 1925 году в производстве остаётся только длиннобразная версия автомобиля, который получает индекс С68, а через год D68. Однако машины продолжали оставаться дорогими. Тогда Уилли идёт по пути упрощения своих машин. В добавок к модели с V8 под капотом, анонсируется и машина с рядной шестёркой, с объёмом в 4,5 литра. Она также имела верхнее расположение распредвала, мотор выдавал 66 л.с, что как и прежней модели позволяло развивать скорость в 120 км/ч.

Только в 1925 году, через 4 года, после того как Уилсс стал использовать в своих машинах молибденовые сплавы, Горнодобывающее бюро США стало считать применение молибдена в стали за металлический сплав. Более того, тогда же Ассоциация автомобильных инженеров официально признали молибденовую сталь за стандартную, и с этого момента начинается общее использование этих сплавов в автомобилестроении, что позволило Уиллсу поднять объёмы добычи этого минерала в своей шахте.

В 1926 году появляется улучшенная 6-ти цилиндровая модель, которая к тому же становится единственной в производственной гамме — Т6. Кузова для этих автомобилей проектировала другая будущая легенда автодизайна — Гордон Бьюриг, который работал тогда в фирме Gotfredson, которая и поставляла эти кузова. Т6 — первая в мире машина, которую оснастили фонарями заднего хода. Именно на этой машине в 1926 году устанавливается новый рекорд по пересечению США из Нью Йорка в Сан-Франциско. У Миллера уходит 83 часа и 12 минут на преодоление этого маршрута. Однако автомобили этой марки были слишком сложными и дорогими в ремонте. Сложность заключалась в инновационной конструкции моторов, ведь в США на тот момент практически не было механиков, которые разбирались в современных моторах, т.к. 99% продукции, что производили автомобильные фирмы США имели нижние распредвалы.

В ноябре 1926 года, когда за 5 лет производства было выпущено около 12 000 автомобилей, Уиллс должен был смириться с тем, что покупателей на его авто нету, фирма была объявлена банкротом.

После этого Уиллса позвали участвовать в проекте над переднеприводным автомобилем марки Ruxton. После провала этого проекта его пригласили работать в фирму Chrysler, как консультанта-металлургиста, а в 1933 году Chrysler выкупил и завод, когда-то принадлежавший Уиллсу. Интересен момент, что Ford T, в разработке которого принимал когда-то Уиллс прожила почти на два года фирму Уиллса, продержавшись на конвейере до октября 1928 года, или более 20 лет, т.к. первая машина была готова в августе 1908 года. Первый массовый V8 тоже появился только в 1932 году, т.е. Уиллс обогнал время более, чем на 10 лет, возможно поэтому он и потерпел неудачу. Сам этот человек, который оставил заметный след в истории автомобиля, но тем не менее мало известный русскоязычной публике по иронии судьбы умер в 1940 году в госпитале имени Генри Форда.

Источник: переработка статьи Def-Aleks, Алексей Васильев, Таллин, Эстония, www.drive2.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *