Krit
Krit Motor Car Company / США / 1909-1914
История марки Krit
В июле 1909 года Кеннет Криттенден, (который успел поработать на автомобильных предприятиях выпускающих автомобили марки Ford и Regal), мр. Логлин, мр. Пиггинс, Клод Бриггс и мр Уитсон основывают компанию Krit Motor Car Company с уставным капиталом в 100 000 долларов. Осенью того же года был куплен завод, где раньше изготавливали машины марки Blomstrom . Пиггинс, так же как Бриггс и Криттенден уже имел опыт в автомобильном бизнесе, в конце XIX века Чарльз Пиггинс совместно с братом Фредериком построил паровой автомобиль, затем электромобиль. В 1902 году они построили несколько прототипов с бензиновым двигателем, и с декабря 1908 по лето 1909 года Чарльз Пиггинс имел собственную фирму Piggins Motor Car Company, которая производила очень дорогие автомобили, оснащённые 6-ти цилиндровым 7.8 литровым 50-ти сильным двигателем, но производство легковых автомобилей накрылось медным тазом, правда через несколько лет фирма воскресла и стала изготавливать грузовые машины.
Вскоре начинается производство автомобиля, который должен был отнять часть клиентов у Ford T и Hupmobile Model 20, т.е. объявленная цена на него была в пределах 800 долларов. Это был простой и надёжный K-R-I-T A-Series, под капотом новой машины Криттенден установил 2.9л 4х цилиндровый двигатель мощностью 22 л.с., трансмиссия как и у Ford T была планетарной, и тоже 2-х ступенчатой.
Большинство автомобильных историков считают, что название марки K-R-I-T было получено от имени основателя — Kenneth Crittenden, возможно это и так, в качестве эмблемы была выбрана свастика, заимствованная у северо-американских индейцев народности навахо, символизирующая: Любовь, Свет, Жизнь и Удачу. Свастика символизирующая любовь, свет, удачу и жизнь была выбрана в качестве талисмана марки (кстати свастика и означает талисман). Однако национал-социалисты пришедшие в Германии к власти через 20 лет после описываемых событий опошлили этот древнейший символ, известный во многих культурах античности. В 1910 году 2-х ступенчатая коробка передач сменяется 3х ступенчатой аналогичной конструкции, помимо этого после побед в состязаниях локального значения фирма начинает выпускать версию с низким центром тяжести — U-Series, более низкий дорожный просвет был достигнут за счёт расположения мостов над рамой, т.е по схеме underslung, остальная же техника соответствовала модели A-Series. В 1911 году Бриггс покидает компанию переходя в Brush, при этом выводя из предприятия свои активы, из за чего компания попадает в череду финансовых проблем. Кстати Клод Бриггс через несколько лет откроет собственную автомобильную компанию — Briggs-Detroiter Co. А пока на выручку приходит Уолтер Рассел, владелец Russel Wheel and Foundry Company, Криттенден остаётся в фирме, где получает должности вице-президента и руководителя конструкторского отдела. Попутно предприятие переезжает в более крупное помещение, где начинается производство модели K-Series, техническая начинка машины осталась прежней, а вот база выросла с прежних 2.35 м до 2.69 м, но при этом уменьшился спектр предлагаемых кузовов, если раньше можно было заказать кузова: тонно, родстер, ранэбаут, туринг и купе, то теперь клиентам предлагался либо 4-х дверный туринг, либо 2-х дверный и 3-х-местный родстер, которые всё-так же поставлялись детройтской фирмой Fisher Bros Body Company, кстати эта фирма существовала с 1908 года, т.е. ей было всего год отроду, когда K-R-I-T подписала с ней соглашение о поставке кузовов. За ней последовала L-Series и M-Series, которые имели увеличенную на 5см базу колёс, но всё такой же скудный выбор кузовов.
В то же время с приходом Рассела фирма начала изготавливать грузовики и автобусы, которые в основном поставлялись в Европу, кстати в том числе и в царскую Россию, где было представительство фирмы КРИТЪ. В 1914 году в Европе началась война, которая естественно резко урезала спрос на автомобили, кстати говоря все автомобили марки K-R-I-T с самого начала имели левостороннее рулевое управление, но в страны где было принято правостороннее расположение руля, а в таких странах продавалось примерно 50% от общего числа продукции, руль устанавливали справа.
Для модельного ряда 1915 года был подготовлен новый дизайн кузовов, более округлый с подковообразным радиатором, Model M и Model О базового оснащались электрическим освещением, но вот стартер был еще довольно дорогим опционом (около 1/9 от цены на автомобиль). Но в итоге не смотря на символ удачи красующийся на радиаторе сама-то удача отвернулась от фирмы, у которой европейский и австралийский рынок был основными рынками сбыта, и 28 декабря 1915 года компания была признана банкротом, а через год закрылось и основное предприятие Уолтера Рассела — Russel Wheel and Foundry Company.
Автор: Алексей Васильев
Реклама английского представительства фирмы