1929. T-17 — разведывательная танкетка (прототип)

1929. T-17 - разведывательная танкетка (прототип)

T-17

Разведывательная танкетка

Разработчик: КБ ОАТ
Год начала работ: 1926
Год выпуска первого прототипа: 1929
Серийно не выпускались из-за закупки лицензии на производство танкеток Carden-Lloyd.

В середине 1920-х гг. Советский Союз оказался в очень сложном положении. Едва успела отгреметь Гражданская война и множества связанных с ней военных конфликтов с сопредельными странами, враждующие стороны принялись подсчитывать оставшиеся ресурсы. В более выигрышном положении оказались страны Восточной Европы, активно поддерживаемые Антантой. В течении только 1919-1920-х гг. только Польша и Румыния получили не менее 200 танков Renault FT-17, являвшихся лучшими на тот период времени. В ходе советско-польской войны по различным причинам поляки потеряли всего 8 машин из 120 полученных, из которых по меньшей мере две стали трофеями Красной Армии. В свою очередь бронетанковые СССР располагали гораздо меньшим числом бронетехники, тем более, что основная её часть состояла из бронеавтомобилей выпущенных ещё в 1-ю Мировую Войну. Поскольку надеяться на помощь извне теперь не приходилось разработка новых видов техники, включая танки, велась исключительно собственными силами. Одним из таких проектов стала “пулеметка сопровождения”.

Согласно принятой 2 июня 1926 г. трехлетней программе танкостроения на вооружение предполагалось принять два вида гусеничных боевых машин – танк сопровождения и “пулеметка сопровождения” (сверхлегкий танк с пулеметным вооружением, танкетка). Расчет так называемой “программы-минимум” был построен на основе опыта мировой и гражданской войн. Предполагалось, что одна пехотная дивизия будет иметь по батальону танков обеих типов. Каждый батальон, в свою очередь, состоял из трех рот по 16 танков или танкеток. Включая резервы общее количество танков в батальоне первоначально составило 69 единиц, но в скором времени его увеличили до 112.

тоимость одного танка определялась в 12000 рублей, танкетки – 6000 рублей. Постройку указанной партии намеревались завершить к декабрю 1930 г. “Программа максимум” отличалась только созданием дополнительного батальона “маневренных” (средних) танков, в задачу которых входила борьба с долговременными полевыми укреплениями. Общее количество машин этого типа составляло 60 единиц (55 боевых и 5 учебных), а их стоимость определялась в 50000 рублей. Танки сопровождения и танкетки, в этом случае, должны были развить успех совместно с пехотными и кавалерийскими подразделениями. По предварительным оценкам силами двух дивизий предстояло на фронте шириной 10 км прорвать оборону противника на глубину порядка 30 км и затем выйти на оперативный простор.

Вполне естественно, что боевую технику пришлось создавать чуть ли не с чистого листа, поэтому в середине 1926 г. силами КБ ОАТ развернулось проектирование первого советского разведывательного танка, а по сути – танкетки. Проект получил название “Лилипут” и имел все шансы на успех, однако из-за нехватки опыта и технологической сложности от его реализации в металле пришлось отказаться. Тем временем более удачно развивалась программа постройки легкого танка Т-18, так что инженеры ОАТ решили скомбинировать. От танка позаимствовали элементы ходовой часть и трансмиссии, а от “Лилипута” корпус. В качестве силовой установки использовался двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения конструкции А.Микулина.. Защита проекта состоялась 3 марта 1928 г. под руководством заведующего моторной лаборатории А.П. Кушка при участии Л.Я. Лальмена, а также инженеров С.А.Гинзбурга и Э.Гроте. Танк был одобрен военными специалистами и получил войсковой индекс Т-17.

Постройка танкетки началась спустя месяц, но из-за технических трудностей изготовление опытного образца завершили только к осени 1929 г. На нём использовали укороченное шасси от легкого танка, состоявшее (применительно на один борт) из 6 опорных катков сблокированных по два в три тележки, 3-х поддерживающих роликов и ведущего колеса заднего расположения. Все опорные катки имели вертикальную пружинную амортизацию. Первый и второй поддерживающие ролики были оснащены пластинчатыми рессорами, третий ролик имел жесткое крепление. На первом опытном образце использовалась резинометаллическая гусеница с шириной трака 200 мм.

Корпус танкетки, несмотря на кажущуюся простоту, был спроектирован с учетом опыта прошедших войн. Его собирали из катаных бронелистов толщиной от 7 (днище и крыша) до 14 мм (лоб и борт) при помощи клёпки. В центре располагалось место водителя, который одновременно являлся стрелком и наблюдателем. Посадка осуществлялась через верхний люк, наблюдение за полем боя велось только через щель в откидывающемся лобовом листе. Как и полагается, в кормовой части корпуса устанавливался “хвост”, удлинявший танк с 2700 до 3600 мм и позволявший преодолевать рвы и окопы шириной до 1,40 м.

Вооружение Т-17 первоначально состояло 6,5-мм пулемета системы Федорова, смещенного вправо от продольной оси, но впоследствии его пришлось заменить на пехотный ДА калибра 7,62-мм. Был разработан также вариант танкетки с 37-мм короткоствольной пушкой, оставшийся только в проекте.

Испытания прототипа Т-17 начались в январе 1930 г. В течении месяца её испытывали пробегом, что позволило быстро выявить наиболее крупные недостатки. Как и ожидалось, ходовые характеристики танкетки оказались выше, чем у легкого танка Т-18 – этому способствовала небольшая масса машины, не превышавшая 1950 кг, что позволило значительно снизить нагрузку на ходовую часть.

Весной танкетку отправили на доработку и в июне 1930 г. она снова поступила на испытания. Вместо резинометаллической Т-17 поочередно “обувался” в резиновую гусеницу типа “Кегресс” и стальную гусеничную цепь, схожую с танком Т-18. Благодаря этому удалось повысить подвижность танкетки, но в целом прототип далеко не полностью удовлетворял требования военных. Прежде всего, в качестве главных недостатков, отметили одноместный кузов и ограниченные углы обстрела из пулемета. Резиновая гусеница оказалась менее шумной при движении, но её износостойкость оставляла желать лучшего. Тем не менее, было заказано ещё три опытных экземпляра Т-17, один из которых предполагалось модифицировать, установив два рабочих места для водителя и стрелка.

Несколько ранее, в конце 1929 г., была разработана улучшенная модификация танкетки, получившая обозначение Т-21. Проект предполагал наличие двух членов экипажа, но ходовая часть, трансмиссия, двигатель и корпус практически без изменений перешли от Т-17. Рассмотрение проекта Т-21 состоялось в начале 1930 г., однако расчетная скорость и ходовые характеристики танкетки посчитали недостаточными и эта разработка остались лишь на бумаге.

От строительства остальных прототипов отказались в том же году – более приоритетными стали тогда программы строительства отечественной Т-25 и адаптированного варианта британской Cadren-Loyd Mk.VI.

Источники:
М.Свирин, А. Бескурников «Первые советские танки» (Армада №1 за 1995 год)
М.Свирин. Броня крепка. «История советского танка 1919-1937», Москва, ООО «Издательство Яуза», ООО «Издательство Эксмо»
«Полная энциклопедия танков мира 1915-2000». сост.Г.Л.Холявский. Харвест.Минск\АСТ.Москва. 1998

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ТАНКЕТКИ
Т-17 обр.1930 г.

БОЕВАЯ МАССА 1950 кгг
ЭКИПАЖ, чел. 1
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2700 (без «хвоста»)
3600 (с «хвостом»)
Ширина, мм 1800
Высота, мм 1370
Клиренс, мм 275
ВООРУЖЕНИЕ один 6,5-мм пулемет Федорова или 7,62-мм пулемет ДА
БОЕКОМПЛЕКТ 900 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 14 мм
борт корпуса – 14 мм
корма корпуса – 14 мм
крыша — 7 мм
днище — 7 мм
ДВИГАТЕЛЬ МС, карбюраторный, 4-цилинровый, мощностью 34 л.с. при 1850 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 опорных катков сблокированных по два в три тележки, 3 поддерживающих ролика, ведущее колеса заднего расположения, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 7 км\ч по шоссе
12 км\ч среднетехническая
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°
Высота стенки, м 0,40
Глубина брода, м 0,90
Ширина рва, м 1,40
СРЕДСТВА СВЯЗИ

Источник: www.aviarmor.net

®AutoDesignEncyclopedia