ГУВП* \ ГУВП**
Средний танк
Разработчик: КБ ОАТ
Год начала работ: 1925
Год выпуска первого прототипа: построен не был в виду сложности и несовершенства конструкции.
После завершения Гражданской и Первой Мировой войн в ГУВП (Главном Управлении Военной Промышленности) СССР был сделан логический вывод о том, что на вооружении броневых частей РККА надлежит иметь три типа танков: М (“малый”, легкий), С (средний) и Б (“большой”, тяжелый). Под это определение соответственно походили танки Renault FT-17, Mk.A “Whippet” \ Mk.B и Mk.V, которые достались Красной Армии в 1919-1922 гг. в качестве трофеев. Бесспорно, для своего времени это были хорошие машины, но они далеко не полностью отвечали требованиям по части ходовых характеристик и скорости. На замену им должны были придти более совершенные танки – так, в конце 1924 года по заказу ГУВП была инициирована разработка “маневренного” (среднего) танка массой 12-16 тонн. Общее руководство проектом осуществлял инженер С.Шукалов.
В качестве образца был взят тот же Mk.A, от которого первоначально решили заимствовать ходовую часть, перепроектировав корпус, а также установив более мощный двигатель и новое вооружение. Впрочем, от этой идеи быстро отказались, так как британское “наследство” обладало целым рядом недостатков. Обновленный проект заметно отличался от первого варианта. Так шасси пришлось проектировать заново. Согласно сохранившимся эскизам, ходовая часть танка, названного вскоре ГУВП*, применительно на один борт состояла из 12 опорных катков (передний и задний имели увеличенный диаметр), 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Для защиты открытых элементов подвески, которую скорее всего предполагалось выполнить блокированной с пружинными рессорами, был предусмотрен большой бортовой экран.
Корпус танка, по всей видимости, разрабатывался под влиянием французского опыта танкостроения, и имел классическую компоновку. В передней части танка находилось отделение управления, над которым была сделана небольшая рубка для большего удобства работы механика-водителя. Боевое отделение находилось в средней части. При этом основное вооружение, состоявшее из 76,2-мм пушки устанавливалось в башне, а три 6,5-мм пулемета системы Федорова – в специальных установках “барбетного” типа по бортам и в кормовой части коробкообразной надстройки. Наблюдение предполагалось вести из смотровых щелей и командирской башенки, установленной на крыше главной башни.
Также в надстройке должен был размещаться карбюраторный двигатель конструкции А.Микулина мощностью 100 л.с. Эта силовая установка имела воздушное охлаждение и отличалась наличием КПП в одном картере с двигателем. Построить мотор по микулинскому проекту так и не удалось, поэтому параллельно рассматривался вариант установки 110-сильного мотора Ricardo, снятого с британского тяжелого танка Mk.V.
Бронирование танка ГУВП* состояло из катаных листов броневой стали толщиной 12-13 мм, что обеспечивало надежную защиту от пуль винтовочного калибра на дистанции более 100 шагов и мелких осколков. Расчетная максимальная скорость танка составляла 21 км/ч, запас хода – 120-150 км.
Проект ГУВП* был рассмотрен военной комиссией в конце 1925 года. При наличии определенных преимуществ было отмечено, что разработчики не смогли уложиться в отведенный им весовой диапазон, бронирование недостаточно, а схема размещения вооружения (особенно орудия главного калибра, не имевшего возможность вести круговой обстрел) далека от оптимальной. Так, в 1926 году, появился значительно модифицированный проект среднего танка ГУВП**, ещё более походивший на французский FCM 2C. Громоздкая надстройка, вместе с “барбетными” пулеметными установками, была ликвидирована, хотя бортовые пулеметы всё же оставили. Теперь из вооружения, установленного в главной башне (45-мм пушка обр.1925 г. и кормовой 6,5-мм пулемет), экипаж имел возможность вести круговой обстрел, не считая узкого сектора, “съедаемого” малой пулеметной башне на корме танка.
Оригинально была решена конструкция ходовой части. Для лучшей подвижности танк предполагалось оснастить оригинальным движителем, состоявшим из двух бесконечных лент, вложенных одна в другую. Внешняя лента была резинометаллической тросового типа, а внутренняя – из серии опорных катков, соединенных цепью Галля. Опора танка на цепь катков осуществлялась при помощи салазок, имеющих мягкую пружинную подвеску. Дополнительно была предусмотрена установка двух тележек с двумя “натяжными” катками в каждой и пружинной амортизацией. Расположение направляющего и ведущего колёса не изменилось. По мнению профессора Заславского, такой тип ходовой части мог обеспечить танку чрезвычайно высокую скорость движения и большой ресурс гусеничных цепей при прекрасной бесшумности и плавности хода. Таким образом, в результате проведенных доработок, масса танка снижалась до 16 тонн, что позволило усилить бронирование до 20-22 мм.
Проект танка ГУВП** также был рассмотрен военными специалистами, однако от постройки прототипа решено было отказаться. Если по вооружению и уровню защищенности танк вполне устраивал РККА, то его ходовую часть посчитали чрезмерно сложной и дорогой в производстве. Кроме того, снова поднимался вопрос размещения вооружения. В результате было решено спроектировать менее дорогостоящую машину, заказ на которую выдали в декабре 1927 г. Как известно, созданный по новому ТТЗ средний танк Т-12 и его развитие Т-24, в разработке которых принял участие тот же конструкторский коллектив, оказались более удачными.
Источники:
М.Свирин «Броня крепка. История советского танка 1919-1937», Москва, Яуза\Эксмо, 2007
С.Ромадин, М.Барятинский, В.Шпаковский «Первые советские» («Моделист-Конструктор» 1989-09)
РАСЧЕТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СРЕДНИХ ТАНКОВ
ГУВП* и ГУВП**
БОЕВАЯ МАССА | 16000-18000 кг | |
ЭКИПАЖ, чел. | 5-6 | |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | ||
Длина, мм | 6510 | 6100 |
Ширина, мм | ? | ? |
Высота, мм | 1980 (до уровня главного орудия) | 1880 (до уровня главного орудия) |
Клиренс, мм | ? | ? |
ВООРУЖЕНИЕ | 76,2-мм пушка и три 6,5-мм пулемета Федорова (ГУВП*) | 45-мм пушка обр.1925 г. и четыре 6,5-мм пулемета Федорова |
БОЕКОМПЛЕКТ | ? | ? |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | телескопические орудийные прицелы оптические пулеметные прицелы |
|
БРОНИРОВАНИЕ | лоб корпуса – 22 мм лорт корпуса – 20 мм корма корпуса — 20 мм (?) главная башня — 20 мм (?) пулеметная башня — ? защита ходовой части — ? крыша — ? днище — ? |
|
ДВИГАТЕЛЬ | карбюраторный, воздушного охлаждения, мощностью 100 л.с. | |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа | |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | многокатковая, «французского» типа, с блокированной пружинной подвеской | многокатковая, двухленточная, с блокированной пружинной подвеской |
СКОРОСТЬ | 36 км\ч по шоссе | |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | ? | ? |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | ||
Угол подъёма, град. | 30° | |
Высота стенки, м | ~1,00 | |
Глубина брода, м | ~0,60 | |
Ширина рва, м | ~3,00 | |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | ? | ? |
Источник: www.aviarmor.net
®AutoDesignEncyclopedia