Проект танка Рыбинского завода
Разработчик: Рыбинскмй завод
Год начала работ: 1916
Год выпуска первого прототипа:
Проект не реализован по причине дезорганизации производства
Одним из самых загадочных проектов первых русских танков можно справедливо считать так называемый “танк Рыбинского завода”. Первое упоминание о нём встречается в книге Мостовенко “Танки”, изданной в 1956 году. В ней автор приводил расчетные технические характеристики двух танков, и разрезы одного из них, который именовался “бронированный трактор большой мощности”.
Согласно первому проекту танк имел массу 20 тонн, экипаж 4 человека и бронирование 10-12 мм. Компоновка танка была немного нестандартной. В передней части корпуса, ровно по центральной оси размещался механик-водитель. Справа от него устанавливался пулемет (тип не указан, но это могла быть 20-мм автоматическая пушка), обслуживаемый одним пулеметчиком. В средней части корпуса находилось моторное отделение, где устанвливался двигатель мощностью 200 л.с. В корме был оборудован орудийный отсек со 107-мм орудием .
Танк второго проект был намного легче и весил 12 тонн. Шасси, двигатель и общая компоновка, скорее всего, оставались без изменений. Расчетная скорость оценивалась в 12 км\ч. Изменился состав вооружения – вместо 107-мм предполагалось использование более скорострельного 75-мм орудия.
Как видно и представленных эскизов, оба проекта были неплохо проработаны, однако никакого упоминания о них в архивах нет (!). Сейчас распространена версия, что “рыбинские танки” были первоапрельской шуткой офицеров Академии бронетанковых войск, опубликовавших эти проекты в академической газете. Тем не менее, все основания полагать, танк Рыбинского завода всё же существовал.
В начале 1917 года российское военное ведомство начало “прощупывать почву” у союзников с целью возможности закупки новой бронетехники. По части танков весной того же года была достигнута договоренность о поставке 390 Schneider CA-1, но после более детальной оценки их боевых возможностей в сентябре был сделан выбор в пользу легких FT-17. Конечно, реализовать эти планы в 1917 году не удалось из-за общей дезорганизации власти, но несколько ранее представители фирмы “Русский Рено” выступили с очень заманчивым предложением.
Предварительный проект танка на тракторном шасси был представлен в ГВТУ осенью 1916 года. Во многом он соответствовал второму проекту, описанного Мостовенко, правда даже эскизов фирма не представила. Есть также информация о том, что в Рыбинске собирались строить танки, основой для которых мог послужить проект полковника Этьена от 1915 года, отвергнутого Луи Рено, с которым тогда велись активные переговоры. Не стоит исключать возможности, что именно эта разработка легка в основу “рыбинского танка”, только до её практической реализации дело не дошло. ГВТУ отказалось выделять средства на постройку хотя бы одного прототипа, поскольку проект “Русского Рено” не имел детального описания и представлен лишь в общих чертах.
Источники:
С.Л.Федосеев «Танки Первой Мировой войны». АСТ. Москва. 2002
РАСЧЕТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ТАНКА РЫБИНСКОГО ЗАВОДА обр.1917 г.
БОЕВАЯ МАССА | 12000 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 4 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 4900 (по корпусу) |
Ширина, мм | 2000 |
Высота, мм | 2000 |
Клиренс, мм | ? |
ВООРУЖЕНИЕ | одна 75-мм пушка и крупнокалиберный пулемет |
БОЕКОМПЛЕКТ | запас огнесмеси на 30 выстрелов и 2500 патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | ? |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб корпуса — 12 мм борт корпуса — 10 мм корма корпуса — 10 мм крыша — ? днище — ? |
ДВИГАТЕЛЬ | карбюраторный, мощностью 200 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 10 опорных катков сблокированных в 4 тележки, переднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков |
СКОРОСТЬ | 12 км\ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | ? |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Угол подъёма, град. | ? |
Высота стенки, м | ? |
Глубина брода, м | ? |
Ширина рва, м | ? |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | — |
Источник: www.aviarmor.net
®AutoDesignEncyclopedia