“Бронированный автомобиль”. Проект сверхтяжелого танка Д.Менделеева
Разработчик: Д.Менделеев
Год начала работ: 1911
Год выпуска первого прототипа:
Проект отклонен по причине высокой техничекой сложности
“Бронированный автомобиль”, разработанный инженером В.Д.Менделеевым, можно считать одним из наиболее проработанных проектов сверхтяжелого танка времен Первой Мировой войны, если не считать почти построенного в конце 1918 года немецкого “K-Wagen”. Работа над этой боевой машиной, большее соответствующей сверхтяжелой САУ огневой поддержки, была начата в 1911 году, но только 24 августа 1916 года проект был подан на рассмотрение комиссии ГВТУ. В отличии от остальных предложений, танк Менделеева отличался особо тщательной проработкой. Описание танка было разделено на несколько глав: внутреннее размещение личного состава, спецификация, таблица весов, расчет опорной поверхности, проход (транспортировка) по железнодорожному пути.
Полагая, что танк должен быть настоящим “сухопутным броненосцем”, Менделеев решил позаимствовать некоторые конструктивные решения от кораблестроителей. Корпус машины, согласно проекту, имел резко выраженную коробчатую форму. Лобовой и кормовой листы, а также бортовые панели были цельнолитыми, а крыша собиралась из пяти поперечных листовых секций. Защищенность танка тоже мало чем уступала броненосцам – толщина брони в лобовой части составляла 150 мм, бортов и кормы – по 100 мм. По замыслу Менделеева столь толстая броня была нужна для защиты от бронебойных снарядов калибра до 6 дюймов (152,4-мм), но теоретически она могла выдержать попадание более тяжелого боеприпаса. Каркас корпуса также был спроектирован наподобие корабельного и состоял из стрингеров и шпангоутов.
Не менее внушительным было и вооружение. В передней части корпуса на тумбовой установке, конструкция которой напоминала корабельную, устанавливалась 120-мм пушка Канэ с подвижной плоской маской. Боекомплект размещался в своеобразной “крюйт-камере”: 46 снарядов находилось в укладке, 4 на тележке и 1 в казеннике пушки. Подача снарядов осуществлялась посредством подвесного монорельса и тележек. Легкое стрелковое вооружение состояло из одного 7,62-мм пулемета “максим”, установленного в выдвижной башне на крыше корпуса. Толщина стенок башни составляла 8 мм.
Силовая установка включала карбюраторный двигатель “автомобильного типа” с жидкостным охлаждением мощностью 250 л.с. и пневматическим запуском. Он располагался в задней части ближе к левому борту. Ближе к центру корпуса, под бронированным настилом, находились топливные баки. Трансмиссия танка была механической, с 4-скоростной коробкой передач (3+1) и дифференциалом.
Ходовая часть танка имела более чем оригинальную конструкцию. Предполагая, что машине придется действовать вне дорог, Менделеев предложил оснастить каждый из 6 бортовых опорных катков пневматической подвеской с вертикальными цилиндрами. По каждому борту они соединялись в единую систему, обеспечивая максимальную плавность хода и горизонтальную устойчивость танка на пересеченной местности. Общая длина опорной поверхности гусениц составила 6 метров, что определяло высокое давление на грунт, составившее 2,78 кг\см.кв. Направляющие и ведущие колеса имели форму пятиугольников, зацепляя гусеницы за башмак трака. В виду того, что гусеница почти полностью охватывала корпус, ведущее колесо располагалось сзади сверху. Поскольку отдача морского 120-мм орудия была достаточно велика машина при стрельбе корпус должен был опускаться на грунт. В кормовом листе корпуса была выполнена бронированная дверь, служившая как для посадки экипажа, так и для загрузки боекомплекта.
Полный экипаж танка насчитывал 8 человек: командир, главный механик, рулевой, наводчик, пулеметчик и три канонира. Все члены экипажа имели рабочие места, кроме командира, который был “на все руки мастер”. В ходе боя он должен был вести наблюдение через бойницы, руководить работой экипажа, корректировать огонь из пушки и отстреливаться от неприятельской пехоты из пистолета. При движении машины командир перемещался в носовую часть корпуса к водителю, который, в свою очередь “при отсутствии боевой опасности находится на крыше автомобиля в передней его части”, а в боевой обстановке – внутри машины.
Управление пуском двигателя, главным фрикционом, коробкой передач, поворотом, натяжением гусениц, жалюзями воздухозаборника, подъемом башенки осуществлялось пневматической системой, включавшей компрессор и баллоны со сжатым воздухом. Внутри танк имел освещение, состоявшее из 16 электрических ламп.
Несмотря на столь детальную проработку проект Д.Менделеева не был тщательно рассмотрен в военном ведомстве, и без того перегруженного текущей работой. Скорее всего, свою роль сыграл гигантизм танка и его перенасыщение различными новшествами, однако этими “недугами” страдал практически каждый проект гусеничных бронемашин того времени. Представленный несколько позже второй вариант танка был намного легче, отличаясь 50-мм бронированием, и вооружался одной 127-мм морской пушкой и двумя 7,62-мм пулеметами в отдельных башнях. К сожалению, подробного технического описания и эскизов этого танка не сохранилось.
Что касается первого проекта, то в нём имелось несколько существенных изъянов. К примеру, огромная масса танка, по расчетам составлявшая 170 тонн, вызвала бы множество проблем при его эксплуатации. В совокупности с предложенным вариантом силовой установки, дававшей удельную мощность всего 1,5 л.с.\т, это почти полностью исключило бы использование танка в условиях “лунного ландшафта”. Выходит, что заявленные ходовые характеристики (максимальная скорость — до 14 км\ч, преодолеваемый подъем — до 25°, радиус поворота -10 метров) оказались слишком оптимистичными. Более того, ходовая часть танка, при всей её привлекательности, была слишком дорогой и сложной в изготовлении. Не очень рациональным являлось расположение малой пулеметной башни, которая имела значительные «мертвые зоны» при стрельбе прямо-вперед и назад. К тому же, распыление обязанностей командира танка отрицательно сказалось бы на управлении машиной и экипажем. Остается также неизвестным, в каком качестве Менделеев собирался применять «Бронированный автомобиль» — по всем основным параметрам его танк больше соответствовал тяжелой САУ, которые в годы Второй Мировой войны активно использовались при штурме хорошо укрепленных оборонительных полос.
ем не менее, постройка “Бронированного автомобиля” Менделеева был вполне реальна. Конечно, можно было уменьшить калибр главного орудия и толщину брони (заодно снизив массу), пересмотреть размещение пулеметного вооружения и обязанности членов экипажа, только заниматься этим в период бурных революционных событий 1916-1917 гг. уже никто не стал.
Источники:
С.Л.Федосеев «Танки Первой Мировой войны». АСТ. Москва. 2002
М.Баратинский «Первые проекты» («Моделист-Конструктор» №7 1990 год)
РАСЧЕТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СВЕРХТЯЖЕЛОГО ТАНКА
“Бронированный автомобиль” обр.1911 г.
БОЕВАЯ МАССА | 173200 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 8 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 10000 (по корпусу) 13000 (с пушкой) |
Ширина, мм | ? |
Высота, мм | 4450 (с полнятой башней) 3500 (по крыше корпуса) |
Клиренс, мм | ? |
ВООРУЖЕНИЕ | одна 120-мм пушка Канэ и один 7,62-мм пулемет |
БОЕКОМПЛЕКТ | 51 снаряд и 10000 патронов (предположительно) |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | ? |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб корпуса — 150 мм борт корпуса — 100 мм башня — 8 мм крыша — ? днище — ? |
ДВИГАТЕЛЬ | карбюраторный, мощностью 150 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа с 4-скоростной коробкой передач и дифференциалом |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 6 опорных катков с пневматической амортизацией, 5 поддерживающих катков, верхнее переднее направляющее колесо и заднее верхнее ведущее колесо, крупозвенчатая гусеница из стальных траков |
СКОРОСТЬ | 14 км\ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | ? |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Угол подъёма, град. | 25° |
Высота стенки, м | ? |
Глубина брода, м | ? |
Ширина рва, м | ? |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | — |
Источник: www.aviarmor.net
®AutoDesignEncyclopedia