De Tomaso
Италия / 1959-2012
История марки De Tomaso
De Tomaso Modena S. p. A.- итальянская компания, специализирующаяся на выпуске спортивных автомобилей. Штаб-квартира находится в Модене.
Основатель компании аргентинский гонщик Алехандро де Томазо был очень разносторонний человек: знаток искусства, архитектуры и старины, лингвист и яхтсмен, гонщик в «Формулы-1», хороший бизнесмен и технический гений. Он родился в Аргентине в 1928 году в семье ярых противников правящего режима Хуана Доминго Перона (Juan Domingo Peron). По этой причине в 1955 году Алехандро был вынужден покинуть родину и через Уругвай переезжает в Италию, решив попробовать себя в автомобильных гонках.
Сначала Алехандро де Томазо устроился механиком в Maserati. После того, как братья Мазерати продали компанию и основали O.S.C.A. (Officine Speciallizatate Construzioni Automobili), Алехандро стал там гонщиком-испытателем. С этой компанией связаны его самые большие достижения в спорте. Но технический гений не даёт покоя, и в 1958 году де Томазо создаёт свой первый гоночный автомобиль. Cпустя год, в 1959 году, вместе со своей второй женой Элизабет Хэскелл (Elizabeth Haskell), чья карьера гонщицы развивалась весьма успешно, Де Томазо создает компанию De Tomaso Automobili («Де Томасо Аутомобили») по производству гоночных автомобилей в Модене, в том же самом городе, в котором уже соседствовали Ferrari и Maserati. Де Томазо с головой окунается в создание собственных гоночных автомобилей и двигателей, постоянно конкурируя с небольшими компаниями типа Cooper, Lola и Lotus. Ему удалось не только обогнать, но и пережить большинство из них. Эмблемой De Tomaso стал символ древнеегипетской богини плодородия Исиды. В октябре 1959 года были построены автомобили «Формула-Юниор» и «Формула-2», которые не поступали в массовое производство. Поначалу Алехандро участвовал в гонках и вёл свой бизнес, но в 1963 году компания O.S.C.A. была продана Канту Агусту (Count Agusta), и Де Томазо полностью посвящает себя созданию новых автомобилей и двигателей. Первая попытка массового выпуска — модель Vallelunga вышла в 1963 году. Автомобиль с хребтовой рамой, независимой подвеской и двигателем Ford объёмом 1,5 литра мощностью 104 лошадиные силы развивал скорость 215 км/час. Эта модель не вызвала большого интереса покупателей.
C 1965 года началось тесное сотрудничество компании De Tomaso с Ford. Позже в состав De Tomaso S.p.A. вошла фирма Innocenti, в которую также входила Maserati.
В 1967 году налажено производство двухдверного купе Mangusta. Название автомобиля было выбрано не случайно. В гонках команда Shelbi выступала на автомобилях Cobra, а мангуст – единственный, кто не боится кобру… Прототип 1966 года имел стеклопластиковый кузов, но в производство автомобиль поступил с кузовом работы Ghia из стали и некоторыми панелями из алюминия. Салон гоночного автомобиля был отделан великолепной кожей. Существовали две модификации: первая – более экономичная — с двигателем рабочим объёмом 4,7 литра мощностью 289 лошадиных сил и вторая – более мощная – с пятилитровым двигателем мощностью 302 лошадиные силы. Коробка передач — пятиступенчатая механическая. Подвеска была независимая на винтовых пружинах. Тормоза дисковые. Автомобиль развивал максимальную скорость 250 км/час. Разгон до 100 км/час составлял чуть более 5 секунд. У автомобиля была необычная конструкция: огромный капот, закрывающий двигатель и заднюю подвеску, состоял из двух частей, которые крепились к центральной продольной опоре и открывались вверх, напоминая крылья насекомых. Дизайнером De Tomaso Mangusta был известный Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Guigiaro). На первых моделях в передней части решетки радиатора устанавливались двойные фары, на более поздних были одинарные семидюймовые выдвигающиеся фары. Снаряжённая масса Mangusta составляла 1410 кг. У автомобиля была не очень жёсткая стальная хребтовая рама, что сказалось на управляемости, особенно на мокром покрытии. Mangusta была первой серьёзной заявкой на успех. В 1970 году в США вступили в силу новые требования по безопасности транспортных средств, и в автомобиль пришлось внести изменения: мощность двигателя уменьшили до 220 лошадиных сил, вследствие чего уменьшилась скорость, и изменили переднюю оптику, что несколько испортило внешний вид автомобиля. За четыре года выпуска было изготовлено всего четыреста автомобилей Mangusta, и в настоящее время, он является мечтой любого коллекционера как одна из самых первых моделей компании.
Целью Алехандро де Томазо было обойти самого Энцо Феррари. Для этого он покупает в 1967 году кузовные компании Vignale и Ghia, а вместе с ней Тома Джаарду (Tom Tjaarda), главного дизайнера Ghia, переманивает к себе в 1968 году Джампаоло Даллару (Giampaolo Dallara) из Lamborghini и кое-кого из бывших служащих Ferrari).
В 1967 году компания выпустила самую необычную модель – электромобиль Rowan. Это был маленький заднеприводной городской автомобильчик с максимальной скоростью 70 км/час и запасом хода 300 километров. Задние колёса приводились в движение разными электромоторами.
В 1969 году де Томазо заказал Жанпаоло Далларе построить автомобиль для участия в гонках «Формула-2», который в дальнейшем стал основой для гоночной машины Фрэнка Уильямса, участвовавшего в гонках Формулы-1 в следующем году.
Наконец, в 1970 году, ему удалось заполучить Нелло Уголини (Nello Ugolini), который принял непосредственное участие в разработке конструкции модели Pantera.
В 1971 году компания De Tomaso Automobili организовала с концерном Ford совместное предприятие, которое занималось производством модели Pantera, продержавшейся на рынке до 1994 года.
De Tomaso Pantera продавалась концерном Форд через дилерскую сеть Lincoln-Mercury. Автомобиль имел прочный стальной несущий кузов и «мангустовские» трансмиссию и двигатель большего рабочего объёма, но меньшей мощности. Главным отличием было значительно улучшенное шасси, созданное Джампаоло Далларой. Изменилось распределение собственной массы автомобиля, при этом управляемость стала лучше. Из минусов Pantera — это высокий уровень шума в салоне, предрасположенность к перегреву двигателя и тряска при движении.
В истории производства Pantera» существуют три стадии: «фордовская» — с 1971 года по 1974, «постфордовская» — с 1975 года по 1990 и заключительный этап с 1991 года, когда внешний вид «Пантеры» изменился, при том, что общая конструкция и каркас кузова остались прежними. Дизайнер Марчелло Гандини (Marcello Gandini) постарался знакомые очертания кузова сделать более плавными, расширил колёсные арки и расположил сзади два спойлера — большой поперечный и маленький у нижней части стекла.
Двигатель Ford V8 объёмом 5 литров и мощностью, увеличенной до 305 лошадиных сил, был значительно модернизирован. На последнюю модификацию Pantera в 1996 году был установлен двигатель с двумя турбонагнетателями, за счёт чего увеличилась мощность автомобиля до 450 лошадиных сил. Увеличился диаметр дисковых тормозов, и стали применяться 17-ти дюймовые колёса. Усилитель рулевого механизма не устанавливался. Это была последняя модификация в 25-летней истории непрерывного производства модели.
Компания Ghia в 1971 году начала работу над двумя новыми автомобилями: Deauville, четырёхдверным пятиместным седаном, и Longchamp, купе 2+2. Дизайнером обоих автомобилей был Том Джаарда. Deauville планировался как автомобиль класса «люкс» и выглядел просто безупречно.
Внешне De Tomaso Deauville был похож на Jaguar XJ6. На нём был установлен фордовский двигатель V-образный восьмицилиндровый объёмом 5769 куб. см мощностью 330 лошадиных сил, коробка передач механическая ZF или фордовская автоматическая. Кузов несущий. Подвеска независимая на сдвоенных треугольных рычагах спереди и сзади. Deauville — скоростной и элегантный автомобиль с прекрасной управляемостью производился в небольших количествах до 1988 года.
Longchamp, внешне напоминающий Mercedes-Benz 450SLC, был создан на укороченной на 18 см платформе Deauville с тем же двигателем, коробками передач и подвеской. Longchamp был любимым автомобилем Алехандро де Томасо. После приобретения и возрождения Maserati, он представил эту модель (с двигателем Maserati V8) как Maserati Kyalami, названную в честь гоночной трассы в ЮАР. Позже на основе Kyalami была создана Maserati Quattroporte.
В 1980 году на базе купе Longchamp появился кабриолет с уменьшенной мощностью двигателя до 270 лошадиных сил. Модель выпускалась по 20 – 30 штук в год до 1989 года.
В 1974 году Ford прекратил сотрудничество с De Tomaso, выкупив у Алехандро Ghia и Vignale. Продажи резко упали. Но Алехандро де Томасо продолжил выпускать основные модели (Pantera, Deauville и Longchamp), купил компанию Innocenti, в которую входила Maserati, и итальянские мотоциклетные компании Benelli и Moto Guzzi. После объединения компаний Алехандро де Томасо вложил много сил в возрождение Maserati, а Innocenti стала крупным изготовителем и импортёром малолитражных автомобилей.
В 1996 году выпустили интересную модель De Tomaso Guara, работы дизайнера Карло Джиано (Carlo Giano). Впервые Guara была выставлена в 1993 году на Женевском автосалоне. Прототипом послужил Maserati Barchetta Stradale. Guara изготавливалась в кузове «купе» и «барчетта».
Шасси представляло собой трубчатую раму, кузов изготавливался из стекловолоконных и кевларовых материалов. В кузове «барчетта» было изготовлено всего двенадцать машин. Guara выпускалась до 1998 года с четырёхлитровым двигателем BMW мощностью 286 лошадиных сил, а с 1998 года по 2004 – с двигателем Ford объёмом 4,6 литра мощностью 320 лошадиных сил.
De Tomaso Guara была последней моделью, в разработке которой Алехандро де Томасо принимал личное участие. Из-за болезни он оказался прикован к инвалидному креслу. Какое-то время компания удерживалась «на плаву» при поддержке компании Ford и давнего партнера De Tomaso американца Брюса Кавали (Bruce Qvale), оставаясь на гоночных трассах и на американском рынке.
В 1997 году вышла в свет De Tomaso Bigua работы дизайнера Marcelo Gandini. Этот двухдверный кабриолет выпускался не более 500 машин в год, а с 2000 по 2002 год производился под названием Qvale Mangusta. Шасси Bigua также, как и у модели Guara — трубчатая рама, а кузов также изготавливался из стекловолоконных материалов и кевлара.
Автомобиль оснащался восьмицилиндровым V-образным двигателем Ford рабочим объёмом 4,6 литра мощностью 304 лошадиные силы с распределённым впрыском топлива и двумя распределительными валами. При снаряжённой массе в 1200 кг автомобиль разгонялся до 100 км/час чуть более чем за 4 секунды. Интерьер в стиле «ретро» оснащался абсолютно современно: кондиционер, сервопривод стёкол, стерео аппаратура и отделка из качественной итальянской кожи.
При помощи Брюса Кавали был выпущен Santiago, который называли преемником легендарной Pantera. Автомобиль оснащался V-образным восьмицилиндровым двигателем Ford. Дизайнером автомобиля был Том Тьярда. В 2000 году Брюс Кавали отсудил у компании права на автомобиль и новый завод De Tomaso.
Алехандро де Томасо умер в 2003 году, и в 2004 производство автомобилей De Tomaso было официально остановлено.
В 2009 году права на использование марки De Tomaso выкупил богатый итальянский промышленный дизайнер Жан Марио Россиньоло, который вместе с сыновьями решил возродить легендарный бренд. Несмотря на то, что раньше под маркой De Tomaso выпускались спортивные автомобили, в планах Россиньоло выпустить седан, купе и внедорожник.
В 2011 году на Женевском автосалоне был выставлен концепт DeAuville внешне очень похожий на BMW 5-Series GT. Поначалу новый De Tomaso представляли как SLC (Sport Luxury Crossover), а потом как SLS (Sport Luxury Sedan). Но поскольку эти аббревиатуры используются компанией Mercedes-Benz, автомобилю дали серийное имя, которое использовалось в 70-е годы, немного его осовременив. Новый автомобиль называют и кросс-седаном и лифтбеком, но сами создатели называют его кроссовером. Дизайн автомобиля разрабатывался в кузовном ателье Pininfarina.
Салон выполнен из дорогой двухцветной кожи. Длина DeAuville — 5080 мм, ширина – 1950 мм и высота – 1630 мм. Большинство деталей изготовлено из алюминия, поэтому вес автомобиля был небольшим по сравнению с конкурентами.
De Tomaso DeAuville — полноприводный автомобиль, оснащённый 2,8 литровым турбованным двигателем V6 мощностью 300 лошадиных сил с шестиступенчатой автоматической коробкой передач. Максимальная скорость 250 км/час, а до 100 км/час автомобиль разгонялся за 6,7 секунды. Также планировалось оснащать новый De Tomaso еще тремя видами двигателей: двумя бензиновыми мощностью 380 и 550 лошадиных сил и дизельным – 250 лошадиных сил. Позднее обещали появление седана и купе De Tomaso. Серийное производство автомобилей предполагалось освоить на заводе Fiat в Термини-Имерезе на Сицилии. Однако эти планы не осуществились.
По материалам: www.wikipedia.com, www.jcnews.ru