Lamborghini
Италия / 1963-н.в.
Automobili Ferruccio Lamborghini SpA, Sant’Agata Bolognese, Italy (1963-1980)
Nuova Automobili Ferruccio Lamborghini SpA, Saint’Agata Bolognese, Italy (1980-2011)
Automobili Lamborghini SpA, Saint’Agata Bolognese, Italy (2011-н.в.)
Lanmborghini (1998-н.в.)
История марки Lamborghini
Ферруччо Ламборджини родился в Ренацио ди Ченто недалеко от города Феррара 28 апреля 1916 года. С самого детства он проявлял склонность к увлечению техникой. Прослужив во время войны механиком в Итальянских ВВС, Ферруччо стал специалистом по авиационным реактивным двигателям. По завершении Второй мировой войны он вернулся в родную деревню, где занялся прибыльной переделкой военной техники в тракторы и основал компанию Lamborghini Trattori S.p.A. Уже в 1949 году был выпущен трактор собственной конструкции. Параллельно с производством тракторов Ферруччо Ламборджини осуществляет свою давнюю мечту — постройку гоночного автомобиля. Взяв за основу двигатель с боковым расположением клапанов от Fiat 500 и увеличив его рабочий объем до 750 куб.см., он поставил головку блока цилиндров с верхним расположением клапана собственной конструкции, сделанную из бронзы. Цвет метала стал причиной названия авто Testa d’Oro («Золотая голова»). Небольшой спортивный автомобиль был достаточно быстрым и даже принял участие в гонке «Милле Милья» в 1947 году под управлением самого Ферруччо. Проехав примерно 2/3 пути он не стал продолжать гонку. Став ведущим производителем сельхозтехники в Италии, Ферруччо занялся разработкой уникальных двигателей для Lamborghini Trattori, носивших эмблему с изображением атакующего быка. Эта эмблема символизировала зодиакальный знак Ферруччо — Тельца. В конце 1950-х годов Lamborghini освоил производство кондиционеров и нагревателей масла. В начале 1960 годов Ферруччо Ламборджини начал проявлять интерес к разработке скоростных автомобилей. У него уже были автомобили производства Osca, Maserati и Ferrari, но ни один автомобиль его не устраивал по всем показателям. Он обратил внимание, что сцепление у автомобилей Феррари было подобным тому, что Ферруччо использовал в своих тракторах, но отличалось низкой надёжностью. Он обратился с критикой к Энцо Феррари и был сильно шокирован заявлением последнего, что производитель тракторов не имеет права критиковать автомобили Феррари. Обиженный, он загорелся идеей «создать лучший Феррари, чем у Феррари». Ламборджини вернулся на фабрику, разобрал трансмиссию в своём Ferrari 250GT и обнаружил, что производитель многих деталей тот же, что и в тракторах Ламборджини. На своих складах он нашёл подходящую замену детали и проблема была решена. Ферруччо начал разработку собственного суперкара, и привлёк к своему проекту талантливых инженеров Джотто Биззарини и Жан-Паоло Даллара, который до этого разрабатывал двигатель Ferrari V12.
Так, в 1963 году Ферруччо основывает новую компанию на основе старой тракторной – Automobili Ferruccio Lamborghini S.p.A, которую располагает в Сант’Агата-Болоньезе, недалеко от Болоньи, и от завода именно того же Феррари. Бык на эмблеме не совсем бык — это телец — знак, под которым родился основатель фирмы — аргентинский промышленник итальянского происхождения Ферручио Ламборгини. В начале 60-х годов Ферручио решил попробовать себя в качестве производителя спортивных и гоночных автомобилей. Недалеко от тракторного завода в Ченто, в местечке Сант′ Агата Болоньезе, Ламборгини построил фабрику Automobili Lamborghini и пригласил известных конструкторов Джотто Биззарини и Жан-Паоло Даллара для создания первого автомобиля, который был показан в октябре 1963 года на автосалоне в Турине — купе Lamborghini 350 GTV. Конструкторы компании внедрили ряд идей, не применявшихся ранее в автомобилестроении. Но имелось и немало недостатков. Не был додуман до конца мощный 12-ти цилиндровый мотор с двумя верхними распределительными валами на каждый ряд цилиндров и с шестью карбюраторами типа Weber. Внешний вид понравился далеко не всем, да и отделка салона оставляла желать лучшего. Следующая модель 350 GT — доработанная версия оригинального автомобиля — была представлена на Женевском автосалоне 1964 года. 350 GT отличался 270-сильным двигателем V12 с четырьмя распредвалами, 5-ступенчатой коробкой передач, независимой подвеской и дисковыми тормозами на всех колесах. Реакция публики на премьеру превзошла ожидания разработчиков, и производство автомобиля началось незамедлительно. На Женевском автосалоне 1966 года представлен автомобиль Miura P400. Дизайн был закончен знаменитым ныне Марчелло Гандини, в ту пору ставшим шеф-дизайнером ателье Bertone. Miura стал первым автомобилем марки Lamborghini с поперечным расположением двигателя, он располагался на специальной раме из стального листа, за спиной водителя в задней части автомобиля. Это был 4-литровый агрегат V12. С этого момента марка уверенно набирает репутацию производителя захватывающих спортивных автомобилей. Lamborghini Miura принес фирме мировую известность. В течение шести лет было продано 800 автомобилей модели Miura, по популярности превзошедшей Ferrari. В 1967 году Lamborghini выпускает экстравагантный прототип Marzal, главное отличие которого, это 6-ти цилиндровый двигатель и двери, которые открываются вверх. Эта модель хоть и не стала серийной, зато помогла решить стилистические проблемы во время производства следующей модели – Espada 1968 года. Кузов для Espada был разработан компанией Bertone, автомобиль был оснащён двигателем V12 объёмом 4 литра. Автомобиль сочетал в себе управляемость и мощность спорткара с комфортом и роскошью дорогого седана. Впоследствии Espada станет одной из самых успешных моделей, выпущенных под маркой Lamborghini. В 1968 году в Женеве был представлен Islero 400 GT. Его алюминиевый двигатель V12 обладал мощностью 325 л.с. В автомобиле применялась независимая подвеска и дисковые тормоза. Эта модель позиционировалась как автомобиль для состоятельных бизнесменов. И хотя длина его была меньше, чем у 400 GT 2+2, салон Islero был даже просторнее и предоставлял прекрасный обзор почти на 360 градусов благодаря своим большим окнам. Следующая модель Islero S появилась в конце лета 1969 года. В ней изменили интерьер, пересмотрели подвеску, а новый двигатель мог похвастать бешенной по тем временам мощностью в 350 лошадиных сил. Автомобиль был узнаваем по вентиляционным отверстиям позади передних колес. В 1969 году модель Miura P400 S, ставшая развитием P400, получила еще более мощный двигатель в 370 л.с. и более прогрессивное шасси. В 1970 году гораздо более функциональным последователем модели Iserlo 400 GT стал новый Jarama 400 GT. Автомобиль с цельной рамой оснащался 4-литровым двигателем V12 и отличался выдающимися скоростными характеристиками. В целом в серии 400 GT акцент ставился именно на скоростных качествах, нежели на дизайнерских изысках. C дизайном кузова от ателье Bertone новый Urraco P250 с поперечным 2.5-литровым 220-сильным двигателем V8 блистает на автосалоне в Турине. P250 представлен как редкое сочетание баланса, гармонии, инноваций и эмоций в одном автомобиле. В 1971 году вторая модернизация Miura P400 образца 1966 года вышла под индексом P400 SV. Автомобиль отличался полностью перепроектированной передней и задней подвеской, модифицированными покрышками и крайне прочными бамперами. P400 SV все так же оснащался 4-литровым двигателем V12, но уже мощностью 385 л.с. Марчелло Гандини, в роли дизайнера, и Паоло Станзани, как конструктор, разработали Countach LP500, дебют, которого прошел в 1971 году в Женеве. Автомобиль с клиновидным алюминиевым кузовом идеально спроектирован для экстремально быстрого вождения. Этот автомобиль был запущен в производство лишь в 1974 году с сильно измененным дизайном и другим двигателем, у него, как и у Marzal, двери открывались вверх. В 1972 году появилась доработанная, с гораздо большим запасом мощности Jarama 400 GTS и стала последним купе марки Lamborghini с передним расположением двигателя. 1972 год был не лучшим в истории Lamborghini. Нефтяное эмбарго и общий мировой спад производства отразились драматическим сокращением продаж. Ферруччо был вынужден продать 51% компании швейцарскому бизнесмену Джорджу-Генри Россетти. В 1974 он продаёт оставшуюся долю в 49% другу Россетти Рене Лимьеру и уезжает в своё имение в Умбрию, где занимается последние годы жизни виноделием.
Новые акционеры не имели возможности быть повседневно вовлечёнными в дела компании и отказывались вкладывать в неё дополнительные средства. Несмотря на это в 1974 году в Женеве показывают полностью готовый к производству Countach LP400. Необычный дизайн от Гандини становится началом нового течения в кузовостроении марки. Автомобиль снова получает 4-литровый двигатель V12 мощностью 375 л.с. Отличительной чертой модели стала трубчатая рама, поднимающиеся вверх двери, наполовину открывающиеся боковые стекла. В 1975 году в продажу поступили преемники модели P250 – долгожданные для многих Urraco Р200 и Urraco Р300. В 1976 году модель Urraco заменили на Silhouette, который серийно производился до 1979 года. Silhouette – двухместное купе с крышей типа «тарга» представили на Женевском автосалоне. На шоссе эта модель сверкала своей динамичностью, агрессивным видом и мощным 3-литровым двигателем V8. И всё-таки владельцы Lamborghini уделяли очень мало внимания компании. Финансовые проблемы Lamborghini не исчезли. 1977 год стал худшим для Lamborghini из-за стратегических ошибок со стороны владельцев, которые привели компанию к вложению капитала в транспортное средство для бездорожья без перспективы продаж. В попытке выйти на рынок военной продукции выпускается модель Cheetah для компании Mobility Technology International. Также была неверной оценка подписанного с BMW соглашения о производстве небольшого количества спортивных автомобилей BMW M1, которое было аннулировано немецкой компанией в 1978 году. Для того, чтобы хоть как-то снизить затраты, в 1978 году модели Urraco, Silhouette и Espada сняли с производства. Ситуация была настолько серьезна, что Болонские суды были вынуждены привести компанию к неприятной процедуре банкротства. К счастью компания была поручена Болонскому эксперту по коммерческим вопросам Алессандро Артесу, который к тому же был автомобильным энтузиастом. Вместе с коммерческим менеджером компании Сгарси и техническим директором Джулио Алфьери они руководили компанией, пока шёл поиск новых акционеров. Компания никогда не закрывалась благодаря настойчивости её служащих, страсти и лояльности её клиентов. Эта ситуация продолжалась до июля 1980 года, когда Болонский Суд решил продать компанию известным магнатам пищевой промышленности братьям Мимран.
Летом 1980 года 24-летний бизнесмен и большой почитатель спортивных автомобилей Патрик Мимран стал новым президентом легендарной компании Nuova Automobili Ferruccio Lamborghini SpA. Новые владельцы начали восстанавливать компанию, вкладывая капитал в новые проекты, и поиск квалифицированной рабочей силы. Публика уже тогда проявляла большой интерес к экзотическим внедорожным и милитарным моделям, поэтому было принято решение о выпуске гражданской версии Cheetah, которая появилась в 1981 под именем LM001. В этом же году показан прототип новой модели Jalpa – наследницы Silhouette. Успех автомобилю принес поперечно расположенный 255-сильный двигатель V8. Jalpa во много копировала Sihouette. За время производства было выпущено около 410 автомобилей этой модели. В 1982 году Countach LP500 S получает новый 5-литровый двигатель мощностью 375 л.с. Этот агрегат стал ответом Lamborghini на более строгие экологические стандарты. Вслед за LM001 появляется LM002 с расположенным спереди 12-цилиндровым двигателем объёмом 7 литров и мощностью в 400 л.с. С 1984 до 1986 компания реорганизовалась, что дало основу для решительного роста. Символ компании стал хорошо узнаваемым на рынке. Однако расходы компании превышали доходы. Стала очевидной потребность в профессиональном и сильном партнере, которым стал концерн Chrysler. Соглашение между семейством Мимран и Chrysler было достигнуто и подписано в Сант’ Агате 23–го апреля 1987 года мр. Гринвальдом и мр. Мимраном в присутствии всех рабочих Lamborghini. Изменения начались с назначения президентом Lamborghini Эмиля Новаро.
В 1988 году Lamborghini отмечает свое 25-летие и представляет специальный юбилейный и теперь уже последний Countach. 7 мая 1990 года, после 19 лет производства и выпуска 1997 автомобилей, модель Countach сошла с конвейера, уступив место новой модели — Diablo – самому быстрому в то время серийному автомобилю в мире, способному достичь скорости более 320 км/час. Diablo, представили на автосалоне в Монте-Карло. Автомобиль был оснащён двигателем V12 объемом 5,7 литра, мощностью 492 л.с. Почти вся механическая часть была заимствована у Countach. Производство и продажа Diablo достигла своего пика в 1991 году. Этот год компания закончила с прибылью. Но кризис мирового рынка приближался. Спад производства стал драматическим и рынок дорогих спортивных автомобилей в 1992 зарегистрировал существенное снижение продаж. Несмотря на это в 1992 году на Женевском автосалоне дебютировал прототип открытого родстера модели Diablo. Компания сворачивает производство внедорожника LM002. В 1993 году продажи стали расти. Кризис мотивировал реорганизацию компании и дал толчок на разнообразие производства через новые экспериментальные проекты, такие как электрическое транспортное средство для городского пользования и разработка двигателей для водных катеров.
20 февраля 1993 года в возрасте 77 лет умер Ферручио Ламборгини.
В марте 1993 полноприводный Diablo VT был представлен прессе и публике в Женеве. В сентябре того же года компания в честь празднования 30-летия компании выпускается модель Diablo Special Edition. Всего с 1994 по 1995 будет выпущено 150 экземпляров Diablo Special Edition.
В январе 1994 года корпорация Chrysler согласилась продать Automobili Lamborghini компании MegaTech, которая являлась частью индонезийской группы Sedtco. В апреле Lamborghini представила новый двигатель, мощностью 950 лошадиных сил и предназначенный для мощных морских катеров. К концу гоночного сезона заранее за две последних гонки на побережье Дубая Lamborghini становится чемпионом мира в Классе 1.
В 1995 акционерами компании становятся индонезийская компания V’Power, управляемая Томми Сухарто (60 %), и малазийская компания MyCom, управляемая Джефом Япом (40 %). Тогда же вишнево-красный Diablo Roadster VT предстал перед публикой на автошоу в Болонье. Сразу же после премьеры родстер запускают в производство. Diablo SV (Sport Veloce) представлен на Женевском автосалоне. Дальний потомок легендарного Miura SV оснащен 525-сильным двигателем и способен разгоняться до 100 км/час меньше, чем за 4 секунды. В 1996 году стартует выпуск гоночной модификации Diablo SVR. Автомобиль с выдающимися результатами участвует в соревнованиях автомобилей Lamborghini. В общей сложности 26 Diablo SVR кружат на главных гоночных треках Европы. И снова двигатель для морских катеров Lamborghini становится абсолютным чемпионом в Классе 1. В 1998 году модернизированный Diablo получает очередной прирост в мощности с новым двигателем в 530 л.с.
24 июля 1998 года компания Automobili Lamborghini, испытывающая серьезные финансовые проблемы, вновь меняет владельца и переходит под контроль Volkswagen Group, где она была передана подразделению Audi. С технической компетентностью и коммерческим успехом Audi для автомобилей из Сант’Агаты открылась новая перспектива успеха. В сентябре 1998 года Родольфо Роччио, итальянский инженер с большим опытом работы в Audi, был назначен директором Automobili Lamborghini Conducting S.p.А. В 1999 году на Женевском автосалоне публике был представлен Diablo GT — самый быстрый серийный автомобиль, способный развивать скорость превышающую 338 км/ч.
В январе 1999 компания была реструктурирована. Сегодня Automobili Lamborghini Conducting S.p.А. имеет полный контроль над тремя отдельными компаниями: Automobili Lamborghini S.p.A.; Automobili Motori Marini Lamborghini S.p.A.; Lamborghini Artimarca S.p.A. (лицензирование и торговля морскими двигателями). Такая стратегия разделения была принята, чтобы гарантировать отдельное развитие каждой компании в соответствующих областях. В июле 1999 года директором Automobili Lamborghini S.p.А. был назначен Джузеппе Греко, менеджер с большим опытом работы в таких автомобильных компаниях, как Fiat, Alfa Romeo и Ferrari. Выпуск модели Diablo закончился осенью 2001 года. На смену ей не пришёл новый автомобиль Murcielago, созданный на шасси Diablo. В 2003 году в 40-летний юбилей Lamborghini на Женевском автосалоне 2003 года была представлена новая модель, спроектированная уже под патронажем Audi. Компактный суперкар Gallardo с установленным в базе двигателем V10 позволил Lamborghini значительно увеличить продажи за счет более привлекательной цены. Премьерой 2005 года стал концептуальный родстер Concept S, дебютировавший в марте на автосалоне в Женеве. Модель стала серийной в 2006 году, сменив название на Gallardo Spider. Murcielago в 2006 подвергся модернизации, получил индекс LP640 и двигатель 6.5 литра развивающий 640 л.с. Главной сенсацией Парижского автосалона 2008 года стал концептуальный седан Lamborghini Estoque. Дизайн седана выдержан в той же манере, что и все новые модели. В 2008 году свет увидела более мощная версия Gallardo LP560-4, сменившая базовый Gallardo 2003 года, также был выпущен ограниченной серией в 20 экземпляров сверхдорогой суперкар Reventon представленный годом ранее. В марте 2009 года на Женевском автосалоне публике представлена облегченная версия Murcielago LP670-4 SV. Летом впервые за последние 10 лет была представлена заднеприводная модель Gallardo LP550-2 Valentino Balboni, она вышла ограниченным тиражом в 250 автомобилей. В сентябре на Франкфуртском автосалоне дебютировал родстер Reventon, установивший новую максимальную ценовую планку на суперкары итальянской марки в размере 1,1 млн Евро. В спортивном плане 2009 год для Lamborghini стал показательным, прошел первый сезон моносерии Lamborghini Blancpain Super Trofeo, для которого были изготовлены специальные болиды на базе Gallardo LP560-4. Для участия в гонках класса GT немецкий партнер Reiter Engineering представил три болида: Murcielago LP670 R-SV, сменивший уже морально устаревший Murcielago R-GT; Gallardo LP560 GT2 и Gallardo LP560 GT3, которые в 2010 году выйдут на гоночные треки и будут представлять итальянскую марку в классах GT1, GT2 и GT3. Что касается финансовых показателей на фоне общемирового падения спроса на автомобили, первую половину 2009 года компании удалось закончить с прибылью, несмотря на общие показатели продаж, упавшие по сравнению с 2008 годом на 37%. Позиции компании заметно укрепились на азиатском рынке, в частности в Китае за первые десять месяцев удалось продать 64 автомобиля, что на 23% больше чем в предыдущем году за тот же период. Таких показателей удалось достигнуть благодаря грамотной маркетинговой политике и ставке на уже зарекомендовавшие себя модели Gallardo и Murcielago.
Начиная с 2011 года Lamborghini является дочерней компанией AUDI AG под названием Automobili Lamborghini SpA. На протяжении 2010-ых годов объем продаж автомобилей Lamborghini продолжал расти. Если в 2012 году было продано 2083 авто, то в 2015 году — 3245 автомобилей. В 2018 году Automobili Lamborghini SpA продала 5750 машин.