Долматовский Ю.А. / Россия / СССР /
Юрий Долматовский — основатель отечественного автодизайна В 1938 году в СССР в свет вышла книга никому неизвестного конструктора Юрия Долматовского «Автомобильные кузова». Эта сугубо техническая книжица произвела среди специалистов в области конструирования автомобилей необыкновенный эффект. Впервые в непродолжительной еще истории Страны Советов некий инженер осмелился заявить, что автомобиль должен быть… красивым. И это непременное требование, которое является основой основ конструкции любого автомобиля. Долматовский писал: «Советскому Союзу нужны сотни типов кузовов, выпускаемых в тысячах и сотнях тысяч экземпляров, кузовов не только практичных, технически совершенных, удобных, но и красивых». И последовательно обосновывал свой постулат. Конструкция автомобиля должна быть гармоничной. Архитектура кузова, как динамичного объекта, должна соответствовать архитектуре окружающих автомобиль статичных объектов. Цвет, освещение, линии кузова — значение имеет все. Автомобиль должен радовать глаз, а не поражать воображение несуразностью форм. Это был момент зарождения автомобильного дизайна в нашей стране. По сути, манифест, декларация главных законов промышленного дизайна. Свод основ, сформулированный не просто инженером, а инженером-художником… Книгу Юрия Аароновича Долматовского передавали из рук в руки и зачитывали до дыр. Абсолютно аполитичная, эта работа выглядела революционной. Дизайн становился одной из важнейших характеристик автомобиля. На многие годы работа Долматовского — а это был фундаментальный труд, полноценное научное исследование — определила ход развития отечественного автомобилестроения. И это при том, что сам Юрий Аронович находился на переднем крае, на фронтире дизайнерских поисков. Но ни один из его проектов так и не стал серийной моделью. Счастливая судьба высокого специалиста, влюбленного в свое дело. Несчастная судьба конструктора, опередившего свое время. И то, и другое вместе, неразрывно — как это обычно и случается с очень талантливыми людьми…
Интересующимся историей автомобиля читателям журналов и автомобильных книг имя Долматовского известно с самого начала 50-х годов. Еще в 1928 году 15-летний (!) первокурсник Московского полиграфического института, талантливый художник и в скором времени профессиональный автоконструктор, начал сотрудничать с журналами «За рулем», «Автотракторное дело», «Дорога и автомобиль» в качестве иллюстратора. Его рисунки, выполненные в особой «фотографической» манере (специалисты находят в ней сходство с немецкой школой «Баухаус»), с вниманием к деталям, почти лишенные цветовых переходов и полутеней, поражали точностью и в то же время необыкновенной красотой. Востребованность же была беспрецедентной — Долматовский мог нарисовать автомобиль по фотографии, по серенькой газетной картинке. И сличив его фотографии с фирменными рекламными снимками, редакторы убеждались — Долматовский не ошибся даже в несущественных мелочах. Сотрудничество Долматовского с отечественными автомобильными изданиями длилось почти 70 лет. Последняя статья Юрия Аароновича вышла в журнале «Автошоп» в 1996 году. Общее количество написанных и проиллюстрированных им статей не поддается подсчету. Только книг Долматовского насчитывается шестнадцать. Ни одна из них не утратила актуальности и в наши дни. Вспомните «Повесть об автомобиле» 1950 года. Или последнюю его книгу «Автомобиль за 100 лет», вышедшую в свет в 1986 году. Или любую другую, на которой стоит имя Юрия Долматовского. Не оторветесь, потому что это необыкновенно увлекательное и в высшей степени умное чтение. Книги, которые не идут из головы на протяжение всей жизни. Долматовский был очень хорошим художником и замечательным писателем… Техническим? А разве подобное разделение бывает? Либо хороший писатель, либо никакой. Юрий Ааронович — из неповторимых, из тех, которых называют гордостью нашей культуры… И все же главное в его долгой жизни — 85 полных лет — была другая работа. Многие годы он провел за кульманом в ведущих научно-исследовательских институтах страны. Создавал автомобили будущего и настоящего. Совершенствовал уже выпускающиеся модели. О самых заметных работах Долматовского-конструктора и поговорим… Сразу после окончания войны 32-летний инженер, сотрудник НАМИ, проработавший несколько лет в КБ Московского автозавода имени Сталина (ЗИС), сын расстрелянного в 1939 году по обвинению в контрреволюционной деятельности доцента Московского юридического института Аарона Моисеевича Долматовского, старший брат известного советского поэта Евгения Долматовского, Юрий Ааронович впервые в жизни попал за границу. Это была продолжительная ознакомительная поездка советских автоконструкторов по заводам поверженной Германии. Для передвижения по стране Долматовскому достался автомобиль «Мерседес-Бенц 170Н». Это была заднемоторная машина с хребтовой рамой и независимой подвеской всех колес. Машина хорошая, но скомпонована так, что внутреннее пространство кузова могло быть и просторней. Долматовский обратил внимание на передний и задний капоты, которые сильно увеличивали габариты автомобиля и уменьшали полезную площадь кузова. Юрий Моисеевич задумался об автомобиле вагонной компоновки. Этому способствовал и опыт работы на ЗИСе. В 1939 году он работал в заводском КБ над проектированием автобусных кузовов. В 1949 году Долматовский приступил к разработке легкового автомобиля вагонной компоновки с задним расположением двигателя. В 1951 году прототип был готов. Автомобиль получил название «НАМИ-013». Число «13» Долматовский считал счастливым… К слову — предыдущая разработка института была очень успешной и называлась «НАМИ-012». Это ни что иное как знаменитый «ЗИМ», «ГАЗ-12», принятый к серийному производству Горьковским автозаводом… Машина Долматовского задумывалась, как автомобиль повышенной комфортности — просторный, мощный, скоростной. Специально для «НАМИ-13» был спроектирован и построен силовой блок, включавший в себя двигатель, автоматическую гидромеханическую коробку передач и главную передачу. «Автомат», разработанный в НАМИ специально для проекта Долматовского, был выбран для того, чтобы избавиться от длинных пружинящих тяг переключения передач. И это была… первая советская автоматическая коробка передач. Самая первая! Автомобиль 1951 года выглядел, как пришелец из другого измерения. Вагонная компоновка кузова, три ряда сидений. Водительский ряд вынесен за переднюю ось, вперед. В результате кузов получился очень просторным. Увы, концепт Долматовского не произвел на руководителей советского автопрома должного впечатления. Машина «НАМИ-013» нигде не выставлялась, пылилась в гараже института до 1954 года, а потом была списана и уничтожена… Прошло несколько лет. В 1955 году советское руководство загорелось идеей массового выпуска доступных «народных» автомобилей. Одним из разработчиков будущей машины стал Долматовский, предложивший малолитражный заднемоторный автомобиль вагонной компоновки. Это была очень небольшая машинка на 10-дюймовых мотороллерных колесах, с двигателем производства Ирбитского мотозавода от мотоцикла «М-72». Поскольку разработка была совместной, автомобиль получил индекс «ИМЗ-НАМИ-А50» и собственное имя — «Белка». Долматовский придумал оригинальный кузов — с задним капотом над двигателем (был спроектирован и вариант однообъемника, без вынесенного назад моторного отсека, с покатой, как у «Победы», задней частью). Модификации предусматривались две — с закрытым и открытым кузовами. Машинка с закрытым кузовом предназначалась для городских дорог и имела единственную дверь — в передней части. Дверь была сблокирована с рулевой колонкой, которая откидывалась на шарнире (явная параллель с маленьким автомобильчиком немецкой компании «Мессершмит», в котором единственная дверь тоже открывалась вперед). Машинку представлена советскому руководству. Хрущев, осмотревший сельский вариант «Белки» с элементарно простым открытым кузовом (без дверей, с запасным колесом, закрепленным в передней части между фар), пришел в восторг. Казалось, еще чуть-чуть, и советский человек получит свой «народный» автомобиль. Но… не случилось… Следующая заметная веха в судьбе Юрия Аароновича Долматовского — создание концепта городского такси «ВНИИТЭ-ПТ». В начале 60-х годов Юрий Ааронович перешел на работу из НАМИ во Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, попутно защитив кандидатскую диссертацию. Он был маститым автоконструктором, профессионалом дизайна и автором научно-технических книг. Кто бы смог спроектировать «идеальное» городское такси, как не он, ярый сторонник вагонной компоновки? Проект получил название «Перспективное такси» (отсюда две последние буквы в индексе концепта — «ПТ»). В проекте использовались наработки «НАМИ-013», но кардинальным образом был переделан силовой блок и тщательно просчитана аэродинамика кузова. Следуя собственной концепции «красивого автомобиля», Долматовский сгладил все неровности кузова, добиваясь максимального аэродинамического качества (без продувки в трубе!). При этом он на собственном опыте доказал свое открытие — совершенный в аэродинамическом смысле автомобиль получился очень красивым… Эта машина поражала воображение современников совершенством форм и разумностью компоновки. Внутреннее пространство кузова было разделено на две зоны — водительскую и пассажирскую. Водитель был отделен от пассажирской зоны перегородкой. Низкий пол позволял загрузить в салон холодильник или другой габаритный груз. Машина получила высокие оценки специалистов и была рекомендована ВНИИТЭ к серийному производству. Ходили разговоры, что специально под эту модель будет построен завод в Ереване (ЕрАЗ). Но дальше слухов дело не пошло. Одной из причин неудачи концепта стала, как ни странно, конструкция силового блока. Если в «НАМИ-013» использовался мощный «газовский» двигатель от «ЗИМа», то для такси решили выбрать вариант поскромней — мотор от «Москвича». Однако, накопленный к тому времени опыт использования машин производства МЗМА в качестве такси (моделей 403 и 407) показывал — моторы МЗМА не развивают требуемой мощности и в условиях интенсивной эксплуатации ненадежны. Более мощный и современный 412-й мотор только-только сошел с кульманов, испытывался на стендах и гоночных полигонах… Долматовский снова опередил свое время. Последним крупным проектом Юрия Аароновича стала совместная работа с его другом и коллегой Владимиром Ивановичем Арямовым. Отчаявшись убедить начальство в преимуществах легковых автомобилей малого и среднего класса вагонной компоновки, в 1966-1967 годах Арямов и Долматовский создали концепт микролитражки с использованием мотора от ЗАЗ-965А. Эту заднемоторную машину конструкторы навали «Макси» — в противовес английской машине «Мини» Алека Иссигониса, за творчеством которого, несомненно, пристально наблюдали. В самом названии раскрывался смысл разработки. При минимальных размерах автомобиля — максимальное использование внутреннего пространства кузова. При минимальном вложении средств — максимальная отдача. Остроумное и емкое название! Удивительное дело — при том, что машинка существовала только в виде концепта, она обрела невероятную популярность… У кого? У самодеятельных конструкторов, которые воспроизвели «Макси» в десятках экземпляров. Чертежи автомобиля были опубликованы в журналах «Техника молодежи» и «Моделист-конструктор» — с детальным описанием конструкции. А самодельщикам большего и не нужно. И побежали по дорогам СССР варианты «Макси» — с двигателем МеМЗ-965 от «Запорожца», как задумали Долматовский и Арямов, и с переделанными мотоциклетными «движками». На мотороллерных и автомобильных колесах. С самодельным рулевым управлением и с передним мостом от того же автомобиля «ЗАЗ». После «Макси» Долматовский, перешедший на работу в НИИАТ, занимался разработкой конструкции электромобилей. Но всему есть предел. Ироничный, интеллигентный, бесконечно обаятельный Долматовский, которого обожали коллеги-конструкторы и журналисты, устал бороться с засильем серости в заводских КБ и институтских лабораториях. В середине 70-х он сосредоточился на преподавательской и литературной работе. В эти годы он много рисовал и много публиковался. И был окружен всеобщим уважением и даже почитанием. Своим учителем Долматовского называли многие — в том числе и Лев Шугуров, один из лучших автожурналистов современности… Юрий Ааронович Долматовский дожил до глубокой старости и скончался 12 января 1999 года. Он прожил замечательную жизнь, которая достойна того, чтобы строить по ее образу собственную судьбу. Негромкий герой нашей недавней истории. Замечательный писатель и художник. Признанный классик промышленного дизайна.
Николай Надеждин
Источник: http://avtodoki.ru/